На этом занятии вы узнаете,
- как будет организована работа на дистанционном курсе;
- по каким критериям оценивается сочинение;
- почему важно научиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Для организации эффективной работы вам необходимо понимать, что
– программа «Учимся писать сочинение» краткосрочная, рассчитана на 16 учебных часов;
– на этой площадке будут размещены все необходимые учебные материалы;
– обучение будет проходить в дистанционной форме, следовательно, большая часть ответственности за освоение курса лежит на вас;
– на этом курсе вы будете учиться писать сочинение-рассуждение по исходному текста, а не итоговое сочинение по литературе;
– научиться писать сочинение можно только в том случае, если вы не только посмотрите уроки, разберетесь в теоретических вопросах, но и будете писать сочинение: выполнять отдельные задания по тексту, составлять черновики сочинения, править их, испытывать затруднения при написании сочинения и преодолевать их, создавать как можно больше сочинений, используя исходные тексты разной степени сложности и разных стилей.
ЭТО ВАЖНО!
Чтобы вы могли получать от меня комментарии к вашим ответам и сочинениям, необходимо оставить о себе следующую информацию:
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Информация к размышлению: максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 50, из них 22 первичных баллов можно получить за сочинение и только 28 баллов за тестовую часть. Хорошая мотивация, чтобы заниматься подготовкой к написанию сочинения?!
Тогда приступим к работе. От организационной части занятия перейдем к основной, содержательной.
«Критерии оценки сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Внимательно прочитайте инструкцию к заданию. В каждом предложении выделите слово(а), важное(ые) для правильного выполнения задания.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?» (данная проблема предложена в демонстрационной версии и представлена здесь в качестве образца).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиция автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведенными примерами – иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Распечатайте таблицу с критериями оценивания сочинения, чтобы во время просмотра видео на полях и в таблице оставлять комментарии, делать пометки. Посмотрите видео.
№ | Критерии оценивания ответа | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к ней | 3 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между приведёнными примерами- иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение | 2 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. | 1 | |
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует. Указания к оцениванию 1.Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) | 0 | |
К3 | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) | |
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано | 2 | |
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Пример-аргумент не приведён. | 1 | |
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). ИЛИ Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулировано и не обосновано. Пример-аргумент не приведён. Указания к оцениванию 1.Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт. 2.Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К4 | Фактическая точность речи | |
Фактические ошибки отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
К5 | Логичность речи | |
Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
Допущено две логические ошибки или более | 0 | |
К6 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки отсутствуют | 1 | |
В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т. д.) | 0 | |
III | Грамотность сочинения | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнение задания 27 (К1–К10) | 22 |
Думаю, во время просмотра видео вы заметили, что основное внимание было уделено критериям, определяющим содержание сочинения. Поэтому предлагаю вам самостоятельно познакомиться с материалом об этических и фактических ошибках.
За что снимут баллы по критерию К 6 (соблюдение этических норм)?
ЭТО ВАЖНО!
В критериях четко прописано, что относится к нарушению этических норм:
примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т. д.)
К этическим ошибкам относятся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявление речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. А также фамильярность по отношению к писателям: нельзя называть автора только по имени и отчеству, а уж только по имени тем более!⠀
За такие ошибки балл по критерию К6 снимут обязательно!
⠀
❌Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; пусть не мешают молодым и сидят по домам.⠀
❌Этот текст вызывает одно раздражение: то, о чём рассуждает автор, никому не нужно.⠀
❌Я ненавижу таких людей, как герой. Они постоянно ноют и всем недовольны. Таких я считаю слабаками.⠀
❌Из России уезжают – и правильно делают. Нечего молодежи тут делать!⠀
❌Александр Сергеевич показывает нам этими примерами…⠀
За что снимут баллы по критерию К4 (соблюдение фактологической точности)?
Фактические ошибки, из-за которых снижается балл по критерию К4, можно разделить на три группы:
1) упоминание фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «Гете – французский писатель», «в повести «Война и мир»…»), «В столице Бразилии Рио-де-Жанейро каждый год проходит большой праздничный карнавал».
2) неверное изложение фактов, которые упоминаются в исходном тексте («в тексте М.Булгакова события происходят в годы Великой Отечественной войны»), но не влияют на понимание проблемы текста.
3) неверное использование терминологии («автор использует эпитет: «как на дрожжах», «в этом публицистическом рассказе центральная роль принадлежит повествователю»).
Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев, невнимательность.
В сочинении фактические ошибки — это:
1) искажение жизненной правды («в наше время у каждого человека есть телефон», «Л.Н. Толстой написал свой роман-эпопею «Война и мир» на французском языке, и только позже перевел на русский»;
2) неточное воспроизведение книжных источников, в том числе искажения в цитатах («Но я другому отдана, и буду я ему верна»);
3) имен собственных (Чадский, у Нагульного и Разметного, в романе Толстова);
4) дат («Пушкин жил в восемнадцатом веке»);
5) мест событий («квартира Пушкина находилась в центре Ленинграда»);
6) мотивации поступков героев («Раскольников убил старушку, потому что она грубо с ним разговаривала»).
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский – вдохновитель народов в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Как не потерять баллы по К4?
1) внимательно читаем предложенный текст и не придумываем в комментарии подробности (даты, события), которых в тексте не было;
2) в обосновании своего мнения не пишем о произведениях, которые не читали или читали в кратком содержании;
3) внимательно проверяем, по буквам, верно ли написали имя, фамилию автора предложенного текста (столько раз, сколько они встречаются в сочинении), имена героев;
4) проверяем всю фактическую информацию (использование терминов типа «рассказчик», «герой», имена, даты, цифры);
5) используем наречия-ограничители типа «все», «каждый» только в позиции автора или в призыве («Каждый любит родителей» — фактическая ошибка, «Каждый должен заботиться о родителях» — призыв).
Предлагаю вам выступить в роли эксперта и оценить сочинение по первым трем критериям ( если готовы, то по всем). Еще раз внимательно изучите критерии оценивания задания. Прочитайте текст, выставите баллы, заполняя таблицу. Свои ответы можете сравнить с оценкой эксперта.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Вас не должно смущать, что сочинение для оценивания предложено без исходного текста. Если сочинение написано правильно, полно, с соблюдением требований, то и без исходного текста можно понять,
- какова позиции автора по проблеме,
- представлен ли комментарий, приведены ли два примера-иллюстрации, даны ли пояснения к каждому примеру-иллюстрации, указана и проанализирована ли связь между ними,
- каково отношение автора сочинения к позиции автора по исходной проблеме, обоснована ли оно, приведен ли пример-аргумент
№ | Критерий | Баллы |
I.СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
|
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
|
К3 | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
|
II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К4 | Фактическая точность речи |
|
К5 | Логичность речи |
|
К6 | Соблюдение этических норм |
|
III.ГРАМОТНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ | ||
К7 | Соблюдение орфографических норм |
|
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
К9 | Соблюдение грамматических норм |
|
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
Общее количество баллов |
|
Сочинение – рассуждение по проблеме исходного текста
«Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?»
Народная мудрость гласит: «Не суди книгу по обложке». Однако многие люди всё-таки допускают подобную ошибку и обращают внимание исключительно на внешний облик нового знакомого, в результате чего у них формируется неверное представление о его характере. Почему же первое впечатление о человеке может быть обманчивым? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского советского писателя В.П. Катаева.
По мнению автора, внешний вид человека зачастую не соответствует его сущности. По-настоящему личность раскрывается прежде всего в наиболее напряжённые моменты жизни, особенно в экстремальных ситуациях, требующих совершения тех или иных действий. Писатель приводит нас к выводу о том, что судить о человеке нужно именно по его поступкам. Чтобы обосновать позицию автора, обратимся к примерам-иллюстрациям из приведённого текста.
В.П. Катаев рассказывает о наводчике Ковалёве, наружность которого совершенно не соотносится с образом «лихого солдата» и героя. Рассказчика удивляет в первую очередь возраст этого человека: он был уже немолод и мог вообще не идти на фронт. Остальные тоже относились к нему с недоверием из-за «добродушной, сугубо гражданской внешности». Однако первое впечатление об этом человеке всё-таки оказалось обманчивым: он сразу повёл себя как «знаток своего дела» и дал понять, что прекрасно справляется со своими обязанности наводчика, более того – «его работа при орудии была высочайшей степенью искусства». Этот пример доказывает, что не стоит сомневаться в способностях человека только из-за его возраста и внешности, главное – увидеть его в деле.
Кроме того, по мнению В.П. Катаева, характер человека лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. «В минуту опасности Ковалёв преображался», он никогда не позволил бы себе струсить и отступить. Он был настоящим храбрецом, а «страстная и сознательная любовь к Родине» сделала из него истинного героя, готового на всё ради защиты своего Отечества. С помощью этого примера автор подчёркивает: чтобы понять человека, нужно обращать внимание на его поступки в напряжённые моменты жизни.
Приведённые примеры, дополняя друг друга, доказывают авторскую мысль о том, что нельзя судить о человеке, основываясь лишь на первом впечатлении. Для того, чтобы сформировать о нём правильное представление, нужно, во-первых, увидеть, как он выполняет свою работу, а во-вторых, обратить внимание на то, как он ведёт себя в минуты опасности. Таким образом и составляется целостный портрет личности.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, внешность – это только оболочка, которая не может ничего рассказать о нравственных качествах и образе мышления человека. Иногда тот, от кого меньше всего ожидаешь решительных действий, берёт на себя ответственность в трудной ситуации. Вспомним, например, штабс-капитана артиллерии Тушина, героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Это был «слабый», «маленький, худой» офицер с «тоненьким, нерешительным голоском», который всегда робел в присутствии начальства. Однако во время Шенграбенского сражения Тушин переступил через свои страхи: когда его батарея оказалась под обстрелом, ему пришлось взять инициативу в свои руки. Он сражался, рискуя жизнью, как настоящий герой.
Таким образом, чтобы понять человека, одного первого впечатления недостаточно, ведь чаще всего оно не соответствует действительности. Неслучайно в народе говорят: «По одёжке не суди, по делам гляди».
№ | Критерий | Баллы |
I.СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | 1 |
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | 3 |
К3 | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | 2 |
II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К4 | Фактическая точность речи | 1 |
К5 | Логичность речи | 2 |
К6 | Соблюдение этических норм | 1 |
III.ГРАМОТНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ | ||
К7 | Соблюдение орфографических норм | 3 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | 3 |
К9 | Соблюдение грамматических норм | 3 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 3 |
Общее количество баллов | 22 |