На этом занятии вам предстоит выполнить контрольную работу –написать сочинение по прочитанному тексту. Постарайтесь выполнить задание, потратив на него не более 90 минут.

 

Контрольная  работа

Напишите сочинение по выбранному  тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Свои ответы разместите здесь:

    Автор сочинения (ФИ):
    Текст сочинения:

    (1) Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, – не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, к танцу, к изображению…

    (2) Человеку свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3) И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьезную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова… (4) Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5) Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…

    (6) Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7) Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране. (8) Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9) Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10) Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

    (11) По счастью, каждый, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

    (12) Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13) Нет! (14) Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперы на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15) О Глинке мы уже говорили. (16) Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку», Мусоргский – народную драму «Борис Годунов». (17) Римский-Корсаков – «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка», Чайковский – «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу», Рахманинов – «Алеко», Асафьев – балет «Бахчисарайский фонтан», Глиэр – «Медного всадника»…

    (18) Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель…

    (19) Какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравер Фаворский! (20) И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» – Е. Кибрик.

    (21) А облик самого Пушкина!

    (22) Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (23) Памятник в Ленинграде, не так давно созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов – разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

    (24) А разве воплощенный Шаляпиным образ Бориса в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25) Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26) А шаляпинский Сальери?

    (27) Галина Уланова создала чистый образ Марии в «Бахчисарайском фонтане». (28) И это вдохновенное, бесконечно поэтическое создание великой танцовщицы – ведь это тоже Пушкин!

    (29) Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которое составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как еще говорят, ипостаси.

    (30) Знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (31) Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить и сопоставить одно явление с другим. (32) Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы. (33) Интерес к биографии создателей гениальных творений. (34) К процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (35) Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (36) Каждому явлению отводится свое место. (37) И каждое оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими.

    (38) Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и от преходящего. (39) Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем не раз и не два. (40) И с каждым разом находим в них все больше красот.

    (41) Так учимся мы вслушиваться в музыку, всматриваться в картины, вчитываемся в строки и улавливаем то, что с первого раза уловить очень трудно. (42) Ибо, только узнав сочинение, мы понимаем и общий замысел, и какое значение для целого имеет та или другая детали. (43) И новое восприятие прочитанного, увиденного или услышанного начинает доставлять новые эстетические наслаждения, новые радости.

    (По И.Л. Андроникову*)

    *Андроников Ираклий Луарсабович (1908–1990) – советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.