На этом занятии вы

  • узнаете о типичных ошибках, допущенных при написании сочинения по исходному тексту;
  • проанализируете свои сочинения и выполните работу над ошибками.

На предыдущем занятии вы писали полное сочинение, выстраивая его содержание в соответствии с критериями 1-4. Сегодня вам предстоит выполнить работу над ошибками.

Внимательно изучите материал, изложенный ниже.

Типичные ошибки при создании сочинения – рассуждения на основе исходного текста:

  1. ошибки, связанные с формулировкой проблемы исходного текста:
  • подмена понятий: часто происходит  подмена понятий “тема”, «идея», «проблема».

ЭТО ВАЖНО!!!

Тема – это то, о чем говорится в тексте,  идея – главная мысль, в которой выражено авторское отношение, проблема – один из основных вопросов, который требует ответа.

Подобные формулировки: проблема войны, материнства, добра и зла и т.п. – не являются проблемой. Это не проблемы, это темы! Проблемой может быть влияние войны на личность человека.

  • неточная формулировка проблемы, «кривые» формулировки, формулировки с речевыми ошибками.

Например, “В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека”. Намного лучше звучит: “А какую роль культура играет в жизни человека?” 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Формулировать проблему лучше с помощью вопроса. И соблюдать нормы русского языка при её формулировании.

  • расширение проблемы.

Например: Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

 В данном случае обозначено  4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция – ответ. На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ. На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

  1. ошибки в написании комментария:
  • деление комментария на абзацы

Комментарий един. В сочинении должно быть не два  комментария, а два  примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. 

  • примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

“Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки…”

Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то?

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Не нужно  приводить цитаты из разряда “лишь бы привести”. Эксперт на экзамене не засчитает подобный вариант. И будет прав.

  1. не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!!!

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

Чем можно обосновать свою позицию:

  1. общеизвестный факт
  2. цитаты великих людей
  3. биография великих людей
  4. фильмы
  5. Сериалы
  6. Но самое лучшее – это аргумент из литературы!
  7. работать над сочинением в неправильной последовательности

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема

2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)

3 абзац: авторская позиция 

4 абзац: собственная позиция

5 абзац: обоснование собственной позиции

6 абзац: заключение

Но так сочинение выглядит только для эксперта! Писать сочинение нужно в другой  последовательности, чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.

Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию – обосновываем собственную позицию – пишем заключение.

Только потом это мы оформляем по сценарию.

 

Делаем вывод-заключение.

Заключение должно повести итог рассуждения по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста, и придать сочинению-рассуждению  целостный вид. Как и вступление,   заключение должно быть органически связано с основным текстом.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ на правописание!

В  заключениЕ

Рассмотрим различные способы  оформления заключения.

Обобщение информации, содержащейся в сочинении

С помощью такого заключения можно суммировать итоги размышления над проблемой

В заключениЕ еще раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причиненное своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из загладит свою вину перед ними.

Обобщение основных  мыслей автора

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего  в такой концовке позиция автор излагается более широко и эмоционально.

Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогает людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других –это и есть подвиг!

 

Прогноз каких-то событий или явлений

 С помощью такого заключения можно высказать предположение

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой  автором, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.

Призыв , обращение к читателю

Особенно уместно, если автор сам нас к чему-либо призывает

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, что нет ли вокруг нас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказаться от этого бесценного дара?

Использование цитат

Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Можно  использовать небольшой фрагмент, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Итак, текст К. Паустовского еще раз заставил  меня убедиться в том, что  любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»!

  

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Фразы, помогающие ввести заключение в текст сочинения

В заключениЕ  еще раз подчеркну:…

В заключениЕ важно отметить:…

Обобщая выше сказанное, хочется подчеркнуть:…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой …, и поймут, насколько …

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что …

Итак, …

Таким образом, …