На этом занятии вам необходимо применить знания, которые вы получили раньше, и продемонстрировать умение определять и формулировать проблему исходного текста, составлять комментарий к проблеме,   обозначать авторскую позицию.

Самостоятельная работа

Прочитайте  текст. Напишите фрагмент сочинения, состоящий из проблемы, комментария к ней, авторской позиции.  

Свои ответы разместите здесь:

    Автор сочинения (ФИ)

    Фрагмент сочинения

    (1)Мы все носим в себе маленькую частичку «чело­века медийного»: не можем без телефонов» компьюте­ров, телевизоров — словом, цифровых гаджетов, и, главное, мы не можем жить без самой информации. (2) «Человек медийный» — это понятие, которое я впервые использовала лет пять назад, хотя многим оно тогда не понравилось и не все с ним согласились. (3)На самом деле это была своего рода игра с теми определе­ниями, которые уже существовали в медиаисследова­ниях, в гуманитарной науке. (4)Начало было положено Джоном Локком, его «человеком естественным», и Жаном-Жаком Руссо, его «человеком общественным». (5)В XVIII веке концепция человека активно развива­лась, было понятно, что человек не только биологиче­ский вид, но и общественное существо, и многие учё­ные стали это признавать. (6)Джон Локк впервые ввёл понятие «человека естественного», основанное на при­знании значения практического опыта в формирова­нии человека. (7)Руссо же говорил, что человек не мо­жет сформироваться лишь в условиях природы и своего опыта, поскольку он в значительной мере полу­чает опыт в процессе взаимоотношений с социумом.

    (8)В XIX веке политэкономы ввели понятие «чело­века экономического», которое предполагало, что че­ловек в значительной степени рационально формирует свои потребности, исходя из материальных условий и условий потребления. (9)Уже в XX веке во француз­ской социологии появилось понятие «человека соци­ального». (Ю)Согласно этому подходу, невозможно полностью определять современного человека только через мир вещей, который необходим «человеку эко­номическому», а нужно учитывать его культурные и духовные запросы, связанные с тем обществом, в кото­ром он живёт. (11)И уже в последние годы учёные всё чаще начали фиксировать возрастающую зависимость мира идей от процессов развития информационно­-коммуникационных технологий, от медийной среды.

    (12) Медийная среда сейчас невероятно расшири­лась. (13) Говоря о «человеке медийном», мы подразу­меваем связь человека со всем медиапространством, включающим как традиционные формы СМИ в виде газет, журналов и телевидения, так и новые платфор­мы доступа к новым цифровым средам. (14) В этом от­ношении смартфон — только одна из возможных плат­форм распространения информации. (15) Если человека оторвать от смартфона, сможет ли он через два дня ощущать себя нормальным человеком? (16) Но можно поставить вопрос и несколько иначе: сможет ли он потерять за эти два дня свою зависимость от медий­ной среды? (17) Медийный мир стал всеобъемлющим, и сегодня сложно понять, может ли человек из медийно­го снова стать естественным.

    (18) Сама идея «человека медийного» — это идея человека, существование которого напрямую форми­руется процессом получения, потребления и осмысле­ния информации, предоставляемой медийной средой. (19) Все мы, конечно, разные люди, поэтому в каждом конкретном человеке эта идея реализуется по-разному: кто-то более медийный, кто-то менее. (20) Это не толь­ко абстрактные философские рассуждения. (21) Мы сталкиваемся с новой реальностью — человек очень много времени уделяет медиа. (22) Но я думаю, что время, потраченное на медиа, не утекает впустую, если человек включает внимание, свою память, если он ис­пользует традиционные способы осмысления получен­ной информации — в этом случае он формирует новые знания. (23) Однако многие исследователи, учёные и политики упрекают медиасреду в том, что в результате скольжения по информации как раз и снижаются мыс­лительные, критические способности, ухудшается па­мять. (24) Кроме того, часть времени, и она может быть весьма существенной, отдаётся развлекательным занятиям. (25) В результате важно не то, сколько вре­мени человек проводит с медиа, а то, каков смысл про­ведения этого времени. (26) Ещё одна проблема состоит в том, что у людей формируется зависимость от медиа, они не могут проводить время без гаджетов или без включённости в поток онлайн-коммуникаций.

    • Поэтому, формулируя понятие «человека медийно­го», нужно обратить внимание на то, что меняется не только наше восприятие мира, но и, возможно, даже когнитивные (познавательные) способности человека.
    • Они могут как усиливаться за счёт того, что сейчас человек перерабатывает огромные объёмы визуальной информации, так и снижаться, ведь от традиционной линейной грамотности мы уходим в сторону грамотно­сти визуальной.
    • Фактически идеальный человек медийный — это тот, кто справляется с вызовами технологической революции и в области доставки информации, и в об­ласти преодоления информационной избыточности.

    (По Е.Л. Вартановой*)

    *Елена Леонидовна Вартанова — российский эконо­мист и социолог; доктор филологических наук, профес­сор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.