Занятие 3. Проблема исходного текста.
На этом занятии вы узнаете,
- что такое проблема исходного текста;
- чем тема отличается от проблемы;
- о типах проблем;
- как найти проблему исходного текста;
- какими способами можно сформулировать проблему исходного текста;
- какие типовые конструкции (клише) можно использовать в сочинении.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
№ | Критерии оценивания ответа | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. | 0 |
ЭТО ВАЖНО!
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов. Значит, можно потерять 6 баллов из 21.
Проблема исходного текста
Что такое проблема? Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:
ПРОБЛЕМА, ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чём-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не проблема! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений). | прил. проблемный, ая, ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы).
Проблема исходного текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по все остальным критериям вы будет работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Типы проблем
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем представлены в схеме (см. ниже).
Как найти проблему?
Прочитайте тест ниже. На основе прочитанного начните составлять алгоритм по написанию сочинения-рассуждения. Первые действия в алгоритме должны быть связаны с тем, как определить основную проблему исходного текста. На следующих занятиях вы дополните алгоритм новыми шагами, и через несколько занятий у вас получится алгоритм, которым будете пользоваться при создании сочинения.
После внимательного, осмысленного прочтения исходного текста необходимо определить тему и проблему текста.
Тема шире проблемы. Тема – обобщенное название для ряда проблем. Проблема – частный вопрос, который интересует автора в рамках темы, какой-то ее аспект.
Например, темы текстов могут быть: любовь, дружба, выбор, свобода, война, экология и т.д.
Тема «Любовь»
Проблемы:
- «Как влияет неразделенная любовь на жизнь человека?»
- «В чём проявляется родительская любовь?»
Тема «Отцы и дети»
Проблемы:
- «Проблема понимания родителями счастья ребёнка».
- «Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?»
Тема «Дружба»
Проблемы:
- «Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?»
- «Почему люди прекращают общаться друг с другом?»
Когда мы находим ответ на вопрос: О чем этот текст? – мы определяем тему.
Вначале нужно определить тему (широкую область), а потом – вопрос, который волнует автора (проблему).
Обычно текст содержит 2-3 проблемы, иногда и больше. В своем тексте автор может поднимать несколько вопросов, один может вытекать из другого, какие-то вопросы автор может раскрыть подробно, какие-то только упомянуть.
Какую же проблему выбрать из нескольких?
Выбор должен определяться ответами на 3 вопроса:
- Какая проблема находится в центре внимания автора?
- По какой проблеме автор высказывает свою точку зрения?
- К какой проблеме вы можете подобрать примеры-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста?
Таким образом, выбирая одну из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту.
Так как выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь продумать, как будет строиться ваше сочинение.
Выполните задания.
Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко определите проблему.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Автор начинает текст с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, т.к. в нем поставлен вопрос. Это неверное решение.
Прочитайте текст. Определите проблему исходного текста. Сравните с формулировками, предложенными учащимися. Укажите номера правильных ответов.
Задание 1.
Текст о роли природы в формировании человека.
Задание 2.
2,3,6,8,10
Внимательно прочитайте текст. Ответы на вопросы:
Какой теме посвящен этот текст?
Какие проблемы в своем тексте поднимает автор?
Какую проблему можно считать основной?
(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7) Да, радость! (8) Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
(9) Не тому помочь, кому следовало бы? (10) Но много ли людей не нуждаются в помощи? (11) Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? (12) Такое бывает у самых лучших врачей. (13) Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. (14) От ошибок никто не застрахован. (15) Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. (16) Не повысили в должности – огорчение. (17) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (18) У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
(19) Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (20) А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (21) Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
(22) Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (23) Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
(24) Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? (25) Отнюдь нет! (26) Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
(27) Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. (28) А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (29) И одеваться надо хорошо(это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». (30) И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (31) И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. (32) Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. (33) Когда это понадобится – другое дело. (34) Там посмотрим, кто и к чему способен.
(По Д. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв(1906—1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
В критериях оценивания сочинения указано, что проблема исходного
текста может быть сформулирована в той или иной форме.
Какие же способы формулировки проблемы исходного текста существуют?
ЭТО ВАЖНО!
Сформулировать проблему текста можно
двумя основными способами:
- Формулировка проблемы с помощью конструкции «проблема + сущ. в родительном падеже»: проблемы выбора, проблема одиночества и т.п. В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
- Формулировка проблемы в виде вопросительного предложения: Может ли отдельная личность повлиять на ход истории?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Напомним, проблема и есть вопрос, требующий решения, поэтому формулировка проблемы в виде вопросительного предложения дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста со словом проблема невозможно. Такой способ помогает избегать речевых ошибок при формулировании проблемы.
Существует еще один способ формулирования проблемы – процитировать. В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» – таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.
ЗАПОМНИТЕ!
Проблема (чего?) смысла жизни
Вопрос (о чем?) о смысле жизни
В тексте
- исследуется
- анализируется
- поднимается
- рассматривается
- затрагивается
ПРОБЛЕМА (чего? р.п.)
- нравственного выбора
- добра и зла
- верности долгу
ВНИМАНИЕ!
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей. В таких случаях имя существительное следует заменить глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
Существует мнение, что использовать в сочинении типовых
конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Клише – это органическая единица любого языка. Клише не претендуют на образность и экспрессивность. Это типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в определенных (повторяющихся) ситуациях.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
С помощью набора готовых речевых формул нельзя написать хорошее сочинение. В любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.
При использовании типовых конструкций
- Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста, которые соответствуют вашему стилю.
- Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять законченное целое.
Некоторые клише для формулировки проблемы исходного теста:
- Автор текста (ФИО) затрагивает проблему (чего?) …
- Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
- В тексте (ФИО автора) поднимается проблема…
- В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
- Предложенный для анализа текст (ФИО автора) посвящен проблеме …
- Текст (ФИО автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
- Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
- Автор текста (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему (какую?)…
- Обратимся к тексту писателя (ФИО). В центре внимания автора – проблема (какая?)… Рассуждая о (о чём?)…, автор задается вопросом: (каким?)…
- Текст (ФИО автора) посвящен проблеме (какой?) … Автор заставляет нас задуматься (о чём? над какими вопросами?) …
- Что такое…? В чём заключается…? Почему…? Как …? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель (ФИО), посвящая его проблеме (какой?)…
Задание 4.
Прочитайте два текста – публицистический Ю. Лотмана и художественный Ф. Кривина. Как выдумаете, можно ли сказать, что эти два текста объединяет одна проблема? Какая? Сформулируйте проблему любым способом.
Задание 5.
Прочитайте текст.
Найдите формулировку проблемы исходного текста, в которой нет грамматических ошибок.
- Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.
- В тексте излагается проблема о преступности.
- Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности…
- Проблема жестокости, о которой затронул автор, очень актуальна.
- В тексте поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни.
- И. Руденко ставит проблему о том, что молодежь жестока.
- Проблема того, что фашизм может возродиться, поднимает в своей статье И.Руденко.
Домашнее задание
Прочитайте текст. Определите 2-3 проблемы исходного текста, каждую из них сформулируйте двумя способами: с помощью конструкции «проблема +сущ. в род. п.» и в виде вопросительного предложения.
Например:
Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)