Развитие древнегреческой астрономии шло по пути, во-первых, накопления эмпирических наблюдательных данных и, во-вторых, разработки теоретических моделей структуры и организации Космоса. Так, знаменитый математик Пифагор и его последователи продвигали идею пироцентрической системы устройства Вселенной, согласно которой центром мироздания являлся Центральный Огонь (Гестия), а все небесные тела вращались вокруг него. Впоследствии сторонники Пифагора разделились на два течения: одни придерживались гелиоцентрической системы, а другие считали, что Земля имеет шарообразную форму и это объясняет смену суточных циклов.

Одним из сторонников теории, что Земля имеет форму шара, являлся знаменитый философ Платон. Позднее математик Эратосфен, развивший идеи Платона, высчитал, что окружность Земли составляет 250 000 стадиев. Это примерно 40 008 км, что на 70 км меньше реальной величины – невероятно точный результат для того времени. Родосский астроном Гиппарх Никейский (190-120 гг. до нашей эры) составил первый в Европе каталог небесных тел с достаточно точными координатами для примерно одной тысячи созвездий.

Астроном из Александрии Клавдий Птолемей (170-100 гг. до нашей эры) разработал сложную геоцентрическую модель мира. Несмотря на то, что она оказалась неверной, в ней достаточно точно определялось положение планет, впервые описывались их неравномерные движения и многое другое. Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Модель мира, предложенная Клавдием Птолемеем, оставалась общепризнанной около полутора тысяч лет. На смену модели Птоломея пришла гелиоцентрическая модель мира, предложенная и доказанная польским учёным Николаем Коперником (1473-1543). На самом деле идея гелиоцентризма была не нова. Считается, что впервые гелиоцентрическая система мира была изложена в III веке до нашей эры Аристархом Самосским, однако его идеи тогда не приобрели широкого распространения.

1) Названия планет Солнечной системы пришли из римской и греческой мифологии. За исключением Земли, все планеты Солнечной системы названы в честь древних богов. Дополнительно просмотрите короткий видеоматериал «Почему планеты нашей солнечной системы названы в честь древнеримских богов?

https://yandex.ru/video/preview/14818319833206485352

2) Приготовьтесь по-новому взглянуть на самое захватывающее виртуальное путешествие по Солнечной системе, когда-либо предпринятое человеком. Интересно узнать, как звучит космос? В условиях полнейшего вакуума и отсутствия воздуха, звуки в пространстве не распространяются, даже вспышка на Солнце или столкновение крупных астероидов происходит в полнейшей тишине. Однако нашими ушами во Вселенной являются радиотелескопы, с их помощью в радиодиапазоне можно услышать космические мелодии!

На канале «Телестудии Роскосмоса» на Youtube опубликовано видео с записями звуков космических явлений, сделанных в радиодиапазоне. На видеозаписи можно услышать, как звучит пульсар, магнитосфера Ганимеда (луна Юпитера), полярное сияние на Земле, Солнце, магнитосфера Юпитера, межзвездное пространство и даже как звучит черная дыра в 250 миллионах световых лет от нас. Приятного прослушивания! 

3) Тренировочный практикум для закрепления знаний. Очень большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной внесли древнегреческие ученые. Имена этих известных астрономов вошли в историю и останутся в ней навсегда. За каждым из них лежит огромная работа и величайшие открытия, которые постепенно позволяли все больше и больше узнавать о космическом пространстве. Многие знания и труды астрономов используются и сегодня в научных кругах. Они помогают дальнейшему развитию науки и изучению Вселенной. Составьте таблицу с именами учёных-астрономов Древней Греции и определите, какой вклад в изучение Вселенной они внесли.

4) Самопроверка тренировочного практикума с опорой на лист критериального оценивания

Шкала оценивания тренировочного практикума:

Высокий (1 балл) – задание выполнено в соответствии с поставленной целью и методическими указаниями педагога, в полном объеме; выделены не менее 7 древнегреческих учёных-астрономов, определены основные идеи учёных. 

Средний (0,5 балла) – задание выполнено в соответствии с поставленной целью и методическими указаниями педагога, в полном объеме; выделены не менее 5 древнегреческих учёных-астрономов, определены основные идеи учёных. 

Низкий (0 баллов) – задание выполнено в минимальном объеме, допущены ошибки: выделено менее 5 древнегреческих учёных-астрономов, допущены ошибки в определении имён учёных обозначенного периода, выявлены неточности в изложении основных идей учёных.