Луна как естественный спутник Земли обладает уникальными свойствами и ресурсами, необходимыми и в перспективе доступными для выживания и развития человечества. Проблема исследования и освоения Луны это сложная, актуальная тема, она имеет длинную предысторию, теоретические и практические аспекты. Луна на повестке мирового сообщества в XXI веке: в России, США, КНР, Европейском Союзе, Индии, Японии, да и в других странах наблюдается новая «лунная гонка». Известно множество исследований, проектов, технологий, публикаций сторонников освоения Луны, среди которых С.П. Королёв, В.П. Глушко, В.П. Бармин, А.А. Леонов, Б.Е. Черток, Э.М. Галимов, Л.М. Зелёный, В.В. Шевченко, Илон Маск, их число сейчас быстро растёт.
Ситуация интересна, сложна и противоречива. Луна – идеальный объект для освоения с чистого листа: почти не тронутая поверхность и окружающая среда, без биосферы, территориальных, политических и экономических границ. Но человечество до сих пор не договорилось, как осваивать Луну, а процесс освоения уже идёт. Для успешного и эффективного освоения необходимы новые правила игры, общая стратегия и единый большой проект, значительные средства и новые технологии, объединение и распределение усилий мирового сообщества, сотрудничество космических и других государств по решению насущных проблем на Земле.
1) Посмотрите онлайн-лекцию Владислава Леонова, научного сотрудника Института астрономии РАН. Как и почему Луна стала объектом для освоения инопланетных ресурсов, могут ли постоянные базы на спутнике Земли стать центрами распространения земной цивилизации в космическом пространстве и каковы перспективы освоения Луны.
2) Луна имеет достаточно многообразный рельеф, который можно легко наблюдать даже с Земли, имея хороший телескоп. Однако наличие телескопа вовсе не обязательно для того, чтобы пронаблюдать за ней. В наше время существует множество различных интерактивных лунных карт, которые не только позволят рассмотреть естественный спутник Земли со всех сторон, но и изучить информацию об особенностях лунного рельефа, Для этого предлагаю воспользоваться одной из них, перейдя по ссылке.
3) Практикум к теме «Изучение поверхности Луны».
Порядок выполнения работы:
– Откройте интерактивный глобус Луны, дождитесь полной загрузки (1-2 минуты). Какие «лунные достопримечательности» отмечены на нём? Внимательно рассмотрите их и выпишите краткую справку о «достопримечательностях» Луны.
– Ознакомьтесь со всеми вкладками на интерактивном глобусе Луны, найдите вкладку с её внутренним строением. Ознакомьтесь с основными частями Луны, зарисуйте их, обозначив основные части, отметьте, при помощи чего они были (или будут) изучены.
– Используя лунную карту, ознакомьтесь и понаблюдайте за морями и кратерами на Луне. Рассмотрите в онлайн-телескоп моря Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия, кратеры Платон, Теофил, Коперник.
4) Дополнительные вопросы:
Почему у Луны нет атмосферы?
Почему Луна имеет очень слабое магнитное поле?
Почему на Луне происходит большой перепад температур?
Какого цвета на Луне небо?