На этом занятии вы узнаете,
- чем отличаются рассуждение как тип речи и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста;
- какой должна быть композиция сочинения-рассуждения;
- какие проблемы поднимают авторы в своих текстах.
Задание 1. Прочитайте текст. Составьте конспект, в котором будут отражены особенности сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации.
Полезная информация о том, как вести конспект находится здесь
Рассуждение – это тип речи, который служит для изложения причин явлений и событий с целью доказать или опровергнуть какое-либо утверждение.
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст-рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга… В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге… В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Сочинение по прочитанному тексту тоже относится к типу рассуждение, но обладает следующими особенностями:
- рассуждение выстраивается с опорой на исходный текст;
- прочитанный текст необходимо интерпретировать (истолковать), определив проблему исходного текста, авторскую позицию, свое отношение к авторской позиции.
- имеет композицию (построение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению), которая отличается от композиции текста-рассуждения.
№ п/п | Композиция сочинения | Композиция сочинения-рассуждения | Композиция сочинения-рассуждения по исходному тексту |
I. | Вступление | Тезис | Проблема исходного текста |
II. | Основная часть | Аргументы | · Комментарий к проблеме · Авторская позиция · Отношение к авторской позиции |
III. | Заключение | Вывод | Вывод |
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Следующий файл «Примерный круг проблем к сочинению- рассуждению по исходному тексту» содержит полезную информацию, так как в нем представлены основные проблемы текстов, они распределены по основным категориям. Этот файл можно сохранить в электронном или печатном виде. Он пригодится в качестве шпаргалки, когда вы будете формулировать проблемы исходного текста самостоятельно.
Домашнее задание
Выполните задание, самостоятельно определяя для себя степень его сложности:
- простой вариант – задание 1
- вариант посложнее – задание 2
- сложный вариант – задание 1 + задание 2.
После выполнения задания можете проверить свои ответы, сверив их с готовыми.
Задание 1.
Прочитайте 3 текста. Определите, к какой категории относятся проблемы, сформулированные авторами сочинений.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Категории проблем:
- Человек и общество
- Человек и природа
- Человек и человек
- Человек и культура/искусство
- Человек и язык/речь
- Человек и нравственные ценности
- Человек и общество
- Человек и война
- Человек и Родина
- Человек и семья
- Образование. Наука. Научно-технический прогресс
- Счастье. Любовь. Вера. Смысл жизни
- Проявление человеческих качеств
- Человеческие поступки
- Историческая память
Бывают моменты, когда человек ощущает себя лишним и пытается найти смысл своего существования. Именно поэтому каждому из нас важно чувствовать себя полезным для кого-либо, иначе возникает неудовлетворённость жизнью. К.Г. Паустовский поднимает в тексте проблему важности быть кому-то нужным.
Автор подчёркивает, что Тихону Рябцову после серьёзного ранения «некуда было податься». Герой остался в абсолютном одиночестве и лишился на войне правой руки. Это значит, что и работать ему тоже было достаточно тяжело, и всё это оказывает значительное влияние на его эмоциональное состояние. Тихон «мучился, уставал» и время от времени переживал из-за осознания собственной ненужности.
К.Г. Паустовский акцентирует внимание на том, как война ломает и калечит судьбы ни в чём не повинных людей. Однако даже такому несчастному человеку, как Тихон, не чуждо чувство сострадания к ближним. Он понимает, как тяжело живётся сиротам из пионерского лагеря, и ему хочется помочь хотя бы одному ребёнку. Именно осознание важности быть кому-то полезным дарует человеку новые силы и позволяет найти своё место в жизни. Тихон Рябцов твёрдо решает усыновить мальчишку, и это наполняет его существование смыслом. Ощущение собственной нужности – ключ к счастью.
Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, помогают читателю понять идею текста: для каждого человека найдётся своё место и дело. К.Г. Паустовский подчёркивает, что понимание своей полезности и желание помочь другим меняет мировосприятие человека и вселяет в него надежду на счастье.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: человек, который чувствует, что может быть кому-то нужен и полезен, обретает смысл жизни и находит в себе силы действовать вопреки обстоятельствам.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Мы счастливы, когда не одиноки и имеем возможность изменить жизнь другого человека к лучшему. В таком случае мы уже не можем считать себя лишними и никому не нужными. Заглавный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» казался другим людям странным, безотказным человеком, над которым можно издеваться. Юродивый становится объектом насмешек со стороны взрослых и детей. Они довольно часто задают Юшке вопрос: «Зачем ты живёшь?» Однако на самом деле герой долгое время заботился о девочке-сироте, впоследствии ставшей замечательным врачом. Это значит, что юродивый прожил достойную восхищения жизнь.
Таким образом, любому человеку действительно необходимо быть кому-то нужным. Очень важно делать что-то не только для себя, но и для других. Осознание своей полезности помогает нам найти собственный жизненный путь.
Человек, спустя какое-то время приезжающий в то место, где он вырос, испытывает ностальгические чувства. Конечно, с течением времени многое меняется до неузнаваемости, а детские воспоминания остаются. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему изменений в жизни города.
Автор подчёркивает, как сильно отличается Петербург его детства от современного города. Рассказчик пытается вспомнить язык, песни, истории и легенды прошлых лет. Он делает вывод: «В этом городе шла жизнь, непохожая на нынешнюю». Появляются новые виды транспорта, архитектурные сооружения, уходят в прошлое деревянные дома, мальчишки-газетчики и даже жаргонная лексика современного рассказчику поколения. Герой тоскует о прошлом, которое невозможно вернуть, мечтает иметь «фотографии своей молодой жизни».
Автор также отмечает, что вместе с эпохой уходят и многие вещи и их названия. Например, поменялось значение слова «холодильник», а такие слова, как «пресс-папье» или «клякспапир» вообще вышли из употребления. Конечно, город 30-х годов стал «куда красивей, богаче, поздоровел и раздался в плечах», но рассказчик всё ещё испытывает тоску по прекрасному прошлому и юношескому восприятию мира, когда сама жизнь казалась благополучнее и счастливее.
Оба аргумента взаимосвязаны и доказывают мысль Д.А. Гранина о необратимости времени и происходящих в нашей жизни переменах. У каждого человека есть свои воспоминания и те моменты, которые ему хотелось бы вернуть.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: процесс изменений в городе постоянный и неудержимый. Так, в Петербурге, о котором рассказывает автор, в 1930-е годы шла абсолютно другая жизнь.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, едва ли что-то может оставаться неизменным, ведь каждое новое поколение привносит в нашу жизнь что-то своё, особенное. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Вновь я посетил», лирический герой которого спустя годы возвращается в Михайловское. С этим местом у него связано очень много воспоминаний, но в селе произошло немало изменений. Например, рядом с дорогими сердцу героя соснами выросли новые молодые деревья. Это наводит его на грустные мысли о смене поколений, и он чувствует, что должен уступить место другим.
Таким образом, каждый человек во взрослой жизни стремится вспомнить свои детские годы, ту обстановку, которая его окружала. Но с течением времени во всём и везде происходят значительные перемены, которые необходимо принять.
К сожалению, мы зачастую погружены в мир повседневных забот и не замечаем то прекрасное, что есть вокруг нас. Очень важно хотя бы иногда оставаться наедине с природой, потому что она помогает найти гармонию в себе. М.М. Пришвин поднимает в тексте проблему воздействия природы на человека.
Автор обращает внимание, как много сходств можно отыскать между природными явлениями и человеческой жизнью. Так, любимый ручей рассказчика встречает на своём пути немало препятствий и поэтому вынужден бороться за своё существование. Несмотря на трудности, ручеёк находит себе выход, а его журчание наполнено новой энергией, оживляющей всё вокруг. То же самое может произойти и в нашей жизни. Иногда, чтобы достичь цели, нужно преодолеть множество преград. Приложенные усилия и упорство рано или поздно дадут весомые плоды.
Кроме того, писатель отмечает, что проход ручья через лес – это тернистый путь, но без препятствий не было бы «жизни-времени». Вода мечтает попасть в океан и ради этого продолжает бороться, разделяясь на две половины. По мнению М.М. Пришвина, два новых ручейка разбегаются в разные стороны, чтобы найти более короткий путь. Однако в конечном счёте они вновь встречаются, чтобы навсегда соединиться: «…нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан».
Аргументы дополняют друг друга, доказывая авторскую мысль о взаимосвязи природы и человека. Довольно часто природный мир становится нашим источником вдохновения и придаёт нам силы в трудных ситуациях.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: наблюдая за природой, человек лучше понимает самого себя, ведь между жизнью природы и нашей жизнью много общего.
Нельзя не согласиться с точкой зрения М.М. Пришвина. Действительно, мы достигаем внутренней гармонии, когда видим, как природа преодолевает трудности. Так, А.А. Фет в стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы» пишет о том, как деревья переживают «жестокую пору» и «злую метель»:
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Поэт проводит параллель между человеческим и природным миром, говоря о том, что мы можем многому у него научиться. Как природа справляется с временными трудностями, так и человек в силах преодолеть любые препятствия.
Таким образом, природа действительно оказывает на человека большое влияние. Благодаря ей мы получаем желанное спокойствие и чувство отдохновения, а также у нас появляются силы, чтобы двигаться вперёд и достигать поставленных целей.
Задание 2.
Прочитайте 3 текста. Определите, к какой категории относятся проблемы, поставленные авторами текста.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Категории проблем:
- Человек и общество
- Человек и природа
- Человек и человек
- Человек и культура/искусство
- Человек и язык/речь
- Человек и нравственные ценности
- Человек и общество
- Человек и война
- Человек и Родина
- Человек и семья
- Образование. Наука. Научно-технический прогресс
- Счастье. Любовь. Вера. Смысл жизни
- Проявление человеческих качеств
- Человеческие поступки
- Историческая память
(1)В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. (2)Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. (З)Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов». (4)В начавшейся бомбёжке не было спадов и передышек: если на краткий миг в этом гремевшем сплошняке образовывалась щель, то она тотчас заполнялась свистом бомб, спешащих изо всех своих тяжёлых железных сил к земле. (б)Беспрерывный плотный грохот мог, казалось, как чугун, проломить человеку череп, сломать позвоночный столб.
(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.
(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.
(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.
(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.
(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.
(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.
(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.
(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.
(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.
(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.
(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.
(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.
(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.
(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.
(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.
(По В. С. Гроссману)
(1) «Над вымыслом слезами обольюсь» — вот самое простое и точное определение искусства.
(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.
(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.
(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.
(9)Как часто оказываются востребованы ремесленные изделия, какие-нибудь картины и скульптуры, в которых искусства не больше, чем в мебели, которые так же, как и мебель, служат только частью интерьера. (10)А также книги и фильмы, в которых нет даже самых слабых и первичных признаков искусства, которые изначально сделаны только с целью продажи и приобретаются только для того, чтобы как-то заполнить некое свободное время, как-то слегка развлечься… (11)Как часто такие поделки покупаются охотнее и оцениваются много выше, чем подлинные произведения искусства, которые неудобны, которые могут ранить, которые требуют сильных переживаний, которым «свободного» времени мало, с которыми развлечься и отдохнуть не получится. (12)Шедевром живописи нельзя дополнить интерьер.
(13)Шедевру нужно особое пространство.
(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны.
(16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными.
(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.
(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.
(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо.
(27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.
(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (ЗО)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.
(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (ЗЗ)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.
(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно.
(37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.
(41)Общество, нацеленное на результат, стремящееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство.
(43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.
(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить!!!
(По Е. В. Гришковцу)
(1) Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.
(2) Всё дело в том, как понимает человек свою жизнь. (З)Если понимать свою жизнь так, что она дана мне, Ивану, Петру, Марье, чтобы добыть как можно больше всяких радостей, удовольствий, счастья этому «я», Ивану, Петру, Марье, то жизнь всегда и для всех будет несчастна и озлобленна.
(4)Несчастная и озлобленная жизнь будет потому, что всего, чего хочется для себя одному человеку, хочется и всякому другому. (5)А так как каждому хочется всякого добра как можно больше для себя и добро это одно и то же для всех людей, то добра этого для всех всегда недостаёт. (6)И если люди живут каждый для себя — не миновать им отнимать друг у друга, бороться, злиться друг на друга, и от этого жизнь их не бывает счастливою. (7)Если временами люди и добудут себе того, чего им хочется, то им всегда мало, и они стараются добыть всё больше и больше и, кроме того, ещё и боятся, что у них отнимут то, что они добыли, и завидуют тем, которые добыли то, чего у них нет.
(8)Так что если люди понимают свою жизнь каждый в своём теле, то жизнь таких людей не может не быть несчастною. (9)Такая она и есть теперь для всех таких людей. (10)А такою, то есть несчастною, жизнь не должна быть. (11)Жизнь дана нам на благо, и так мы все и понимаем жизнь. (12)Для того же, чтобы жизнь была такою, людям надо понимать, что жизнь наша настоящая никак не в нашем теле, а в том духе, который живёт в нашем теле, и что благо наше не в том, чтобы угождать и делать то, чего хочет тело, а в том, чтобы делать то, чего хочет этот дух один и тот же, живущий в нас так же, как и во всех людях. (13)Хочет же этот дух блага себе, духу.
(14) А так как дух этот во всех людях один и тот же, то и хочет он блага всем людям.
(15) Желать же блага всем людям значит любить людей. (16)Любить же людей никто и ничто помешать не может; а чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее.
(17)Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, а если добывать, то надо бороться с другими. (18)Угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; не только не нужно бороться с другими людьми, а напротив, чем больше любишь, тем больше с ними сближаешься. (19)Так что любви ничто помешать не может, и всякий человек чем больше любит, тем всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными других людей.
(20) Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от нас самих, что та сила, которая послала нас в жизнь и которую мы называем Богом, послала нас не затем, чтобы мы мучились, а затем, чтобы имели то самое благо, какого мы все желаем, и что не получаем мы это предназначенное нам благо только тогда, когда понимаем жизнь не так, как должно, и делаем не то, что должно.
(21) А то мы жалуемся на жизнь, что жизнь наша плохо устроена, а не думаем того, что не жизнь наша плохо устроена, а что делаем мы не то, что нужно.
(22)Это всё равно, как если бы пьяница стал жаловаться на то, что спился он оттого, что много завелось трактиров и кабаков, тогда как завелось много трактиров и кабаков только оттого, что много развелось таких же, как он, пьяниц.
(23)Жизнь дана людям на благо, только бы они пользовались ею, как должно ею пользоваться. (24)Только бы жили люди не ненавистью друг к другу, а любовью, и жизнь была бы неперестающим благом для всех.
(По Л. Н. Толстому)
Проблемы, которые сформулировали авторы сочинений, можно отнести к следующим категориям:
- Человек и человек
- Историческая память
- Человек и природа
Проблемы, поставленные авторами текстов, можно отнести к следующим категориям:
- Человек и война
- Человек и искусство
- Счастье. Любовь. Вера. Смысл жизни.