На этом занятии вы узнаете,
На предыдущих занятиях вы пробовали создавать комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Сегодня предлагаю вам продолжить эту работу и составить алгоритм составления комментария. Сегодня необходимо перечислить действия по созданию комментария. К концу курса мы объединим информацию в один общий алгоритм по написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения определённой задачи. В нашем случае задача, которую необходимо решить, – создание сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Составьте свой алгоритм написания комментария к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, используя учебные материалы предыдущих двух занятий. Составленный вами алгоритм можете сравнить с готовым вариантом.
Алгоритм
написания комментария к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста:
Прочитайте текст. Из предложенных вариантов выберите проблему и авторскую позицию. Пользуясь алгоритмом, напишите черновик комментария проблемы. Поработайте с черновиком комментария, внесите коррективы. Оцените свой комментарий с помощью критериев, выставьте баллы.
(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти — пусть самой что ни на есть скромной, — станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
Информация о тексте
1. Проблема самооценки личности. (Как правильно оценить свои возможности? Как избежать ошибки при самооценке?)
Авторская позиция. Не следует завышать самооценку, поскольку в этом случае человек взвалит на плечи непосильный для себя груз и будет вредить делу, но в то же время необходимо сохранять чувство собственного достоинства.
2. Проблема места человека в мире. (Что помогает человеку самоутвердиться?)
Авторская позиция. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан утвердить, проявить своё «я»; личность становится более значительной, сильной, превращаясь в «мы», будучи направленной на заботу об общем благе.
3. Проблема значимости человеческой личности. (В чём заключается значимость человеческой личности?)
Авторская позиция. Значимость личности заключается в её влиянии на исторический ход событий, в том, что она принимает на себя ответственность «за судьбу всего мира».