На этом занятии вы узнаете,
- какие смысловые отношения можно определить между примерами – иллюстрациями;
- как проанализировать смысловую связь.
Важнейшим умением при комментировании позиции автора (рассказчика) является умение выделять связи между примерами-иллюстрациями. Ниже представлены две таблицы, в которых указаны виды смысловых связей между примерами-иллюстрациями.
Внимательно изучите содержание таблиц, распечатайте их или составьте конспект в удобной для вас форме.
Смысловая связь в тексте помогает автору
- установить взаимосвязь и взаимообусловленность фактов, событий, поступки героя(-ев), его (их) поведения и т.п.;
- показать взаимоотношения героев;
- детально изобразить что-либо;
- создать общую картину чего-либо, детали которой обозначены путем перечисления отдельных частей;
- создать целостный образ;
- убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
- показать причину того или иного события, действия, поступка;противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное, реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.
ЭТО ВАЖНО!
Определив вид смысловой связи, необходимо проанализировать ее, указав, например, как с ее помощью реализуется авторский замысел и т.п.
Задание 1.
1. Внимательно прочитайте исходный текст.
(1)Удивительная работа — воспоминания. (2)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (3)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». (4)3акройте глаза и скажите это. (5)Вспомнится нечто совершенно не предвиденное вами. (6)Участие воли здесь исключено. (7)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания…
(8)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (9)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, и уже я был в форменной фуражке, в тужурке1, в кожаном поясе с металлической бляхой посередине живота. (10)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания»… (11)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня — до моих одиннадцати лет. (12)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (13)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (14)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (15)Сам я этого не чувствовал, об этом не размышлял.
(16) Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был.
(17) Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (18)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (19)Именно — я был просто человек…
(20)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (21)Первая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (22)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (23)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом2, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (24)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча.
(25)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (26)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время бракосочеталась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (27)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (28)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (29)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (30)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, — старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…
(31)Я ещё люблю вспоминать. (32)Я мало что знаю о жизни. (ЗЗ)Мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое…
(34)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (35)Какая прелесть в том, что они появляются как им угодно и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (З6)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но — увы — мы её никогда не поймём.
(По Ю. К. Олеше*)
* Юрий Карлович Олеша (1899-1960) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, киносценарист.
1Тужурка – двубортная домашняя или форменная куртка.
2Палаш – рубящее или колющее оружие с длинным прямым клинком.
2. Прочитайте готовые сочинения по исходному тексту Ю.К. Олеши. Предлагаю вам выступить в роли экспертов, проанализировать, оценить сочинения и выставить баллы по критерию 2. Примите решение обоснованно.
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к ней | 3 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между приведёнными примерами- иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение | 2 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. | 1 | |
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует. ИЛИ Ни одного примера-иллюстрации из прочитанного текста, важного для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, не приведено. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария процитирован большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не прокомментирована.Указания к оцениванию 1.Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) | 0 |
Какова роль детских воспоминаний? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания русского советского писателя Ю.К. Олеши.
Автор считает, что многие события, произошедшие в детстве, непроизвольно врезаются в нашу память, помогая лучше понять мир вокруг и обрести подлинные жизненные ценности. Приведу примеры из текста, раскрывающие авторскую позицию.
Так, рассказчик погружается в воспоминания о своём обучении в гимназии. Тогда он был «просто человек», который не считал себя маленьким и неопытным, теперь же у него появилась возможность взглянуть на одиннадцатилетнего мальчика со стороны. При этом герой не может составить целостный портрет самого себя в юности. Скорее, он акцентирует внимание на отдельных чертах и деталях. С помощью этого примера автор доказывает, что мы вспоминаем те или иные события совершенно непроизвольно – например, потому, что они оказали влияние на формирование нашего характера.
Кроме того, рассказчик вспоминает детские мечты и сновидения, которые тоже не подчиняются законам логики. Нельзя заставить себя увидеть тот или иной сон, однако зачастую он является отражением наших тревожных мыслей или желаний. Например, рассказчик мечтал о поездке по Европе, но не смог осуществить задуманное, а теперь ему снятся места, которые он никогда прежде не видел. С помощью этого примера автор подчёркивает: детские воспоминания – ключ к пониманию себя, своих истинных желаний.
Второй аргумент дополняет первый, что позволяет автору доказать непроизвольность возникновения детских воспоминаний и сделать акцент на их значимости. Детские мысли и мечты оказывают значительное влияние на человека и его будущее.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.К. Олеши. Действительно, чаще всего мы запоминаем то, что нам дорого, и то, что произвело на нас сильное впечатление. Например, герой повести Л.Н. Толстого «Детство» запомнил лучистую улыбку рано умершей матери, и это воспоминание грело ему сердце на протяжении всего жизненного пути.
Таким образом, всё, что остаётся в нашей памяти с детства, так или иначе помогает нам лучше понять себя и других людей.
В тексте Ю.К. Олеши раскрывается тема роли детских воспоминаний в жизни человека. Автор показывает, что воспоминания о детстве возникают неожиданно, их нельзя вызвать по собственному желанию, и тем не менее они обладают особой значимостью. Детские воспоминания позволяют человеку вернуться в прошлое, ощутить неповторимые мгновения, вновь пережить былые эмоции и взглянуть на мир глазами ребенка.
Позиция автора заключается в том, что воспоминания — это источник глубокой связи с прошлым, и они возникают независимо от нашей воли, принося с собой особые чувства и открытия. В предложении 5 Олеша пишет: «Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами», подчеркивая, что воспоминания приходят внезапно, и их нельзя контролировать. В другом примере, в предложении 31, он говорит: «Я ещё люблю вспоминать», указывая на то, что возвращение к детским воспоминаниям приносит ему радость и удовольствие, поскольку эти образы сохраняют тепло и светлые ощущения. Эти примеры показывают, что воспоминания о детстве помогают человеку хранить моменты счастья и восхищения миром, возвращая к простым радостям жизни.
Я согласен с позицией автора, так как детские воспоминания действительно играют важную роль в жизни человека. Они сохраняют яркость ушедших мгновений, помогают нам помнить, как мы видели мир в детстве, и часто напоминают о том, что простые вещи могут приносить радость. Воспоминания о детстве поддерживают в нас чувство легкости и помогают сохранять оптимизм.
Примером этого является образ Ивана Ильича из повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В конце жизни Иван Ильич неожиданно вспоминает счастливые моменты детства, когда он был искренним и открытым человеком. Эти воспоминания помогают ему осознать, что жизнь могла бы быть полной радости и смысла, если бы он не пренебрегал простыми истинами и ценностями. Таким образом, детские воспоминания позволяют ему понять, что истинное счастье — в искренности и близости к природе.
Другим примером является роман А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В произведении пилот, переживший потерю детской наивности, вспоминает о своих детских мечтах и рисунках, которые открывали ему красоту и чудеса мира. Благодаря этим воспоминаниям он находит связь с Маленьким принцем и заново открывает для себя важность простых радостей и истинных ценностей. Воспоминания о детстве помогают ему вновь ощутить гармонию с миром и понять, что искренность и доброта важнее всего.
Таким образом, я согласен с Олешей в том, что детские воспоминания играют важную роль в жизни человека. Они позволяют нам сохранять в себе радость и удивление, которые мы испытывали в детстве, поддерживают внутренний свет и наполняют жизнь особыми моментами счастья и тепла.
Сложно представить, что вызывает у нас определённые воспоминания. Этот процесс достаточно непредсказуемый и до сих пор изучается учёными. В предложенном тексте Ю.К. Олеши поднимается проблема осмысления особенностей человеческой памяти.
По мнению автора, мы вспоминаем те или иные события совершенно непроизвольно. Именно поэтому нельзя заставить кого-либо восстановить в памяти то или иное явление, а также наши мысли и чувства, испытанные в прошлом. Рассказчик погружается в воспоминания о своём обучении в гимназии. Тогда он был «просто человек», который не считал себя маленьким и неопытным, теперь же у него появилась возможность взглянуть на одиннадцатилетнего мальчика со стороны. При этом герой не может составить целостный портрет самого себя в юности. Скорее, он акцентирует внимание на отдельных чертах и деталях.
Кроме того, рассказчик вспоминает сновидения, которые тоже тесно связаны с областью бессознательного и не подчиняются законам логики. Нельзя заставить себя увидеть тот или иной сон, однако зачастую он является отражением наших тревожных мыслей или желаний. Например, герой мечтал о поездке по Европе, но не смог осуществить задуманное, а между тем ему снятся места, которые он никогда прежде не видел.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они позволяют доказать точку зрения автора о том, что воспоминания и сновидения появляются в сознании человека непроизвольно.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: человеку не дано понять закономерность возникновения воспоминаний. Они рождаются независимо от нашей воли.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.К. Олеши. Действительно, свобода и непроизвольность – основные особенности нашей памяти. Чаще всего мы запоминаем то, что нам дорого, и то, что произвело на нас сильное впечатление. Обратимся, например, к стихотворению А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», посвящённому А.П. Керн. Лирический герой снова и снова воскресает в памяти момент встречи с возлюбленной, потому что она подарила ему любовь, вдохновение и смысл жизни.
Таким образом, воспоминания отличаются непредсказуемостью, поэтому достаточно сложно объяснить процесс их возникновения. Но всё, что остаётся в нашей памяти, так или иначе помогает нам лучше понять окружающий мир и обрести истинные жизненные ценности.
Задание 2.
1. Прочитайте исходный текст.
(1)Саша сидела во дворе и готовилась к выпускным экзаменам: она учила физику. (2)Много раз вместе со своими одноклассниками Саша обсуждала проклятый вопрос: могут ли дружить мальчик с девочкой? (3)Почти все говорили:
— Да, могут.
(4)Ну хорошо, дружба возможна. (5)А возможна ли любовь? (6)А что такое любовь? (7)А бывает любовь с первого взгляда? (8)Судя по «Евгению Онегину», бывает. (9)Но ведь Писарев подвергал сомнению чувство Татьяны и смеялся над ним?
(10)Нет, Саша считала, что любви с первого взгляда быть не может. (11) А что для любви нужны: а) взаимное уважение; б) общность взглядов.
(12)А для этого, в свою очередь, нужно знать друг друга, иначе как поймёшь, общие ли у тебя взгляды?
…(13)И вот на учебник физики упал букетик ландышей. (14)За решёткой двора стоял молодой лётчик. (15)Он смотрел на Сашу. (16)Потом он поднял руку и стянул с головы пилотку, тёмные волосы рассыпались и упали на лоб. (17)Из-под тёмных
бровей смотрели глаза — коричневые, большие и тёплые. (18)Стояла ранняя весна, но лицо было обветренное, загорелое, и особенно белыми казались зубы, в мгновенной улыбке осветившие лицо.
(19)Было странно, что он был в военной форме, — перед Сашей стоял юноша, почти её ровесник. (20)Рукава гимнастёрки были чуть коротковаты, и большие сильные руки как будто выросли из них.
(21)Она подошла к решётке, из-за решётки обдал её всё тот же коричнево-ясный, светлый взгляд. (22)Губы были твёрдого, чистого рисунка, а ресницы длинные, как у девушки.
— (23)Как вас зовут? — спросила Саша.
— (24)Андрей. (25)А вас?
— (26)Заходите к нам, — сказала она вместо ответа. (27)Она и вправду могла произнести так: этот двор принадлежал ей — и двор, и скамейка, и каштан.
(28)Он сел на скамейку, и оба разом замолчали. (29)Стало неловко. (30)Оба почувствовали это и почему-то засмеялись. (31)И Саша поняла, что общность взглядов у них полная. (32)И ещё Саша поняла, что любовь с первого взгляда бывает.
(33)Что долго рассказывать? (34)Экзамены прошли вверх ногами. (35)Саша сдавала их, но она больше ничего не учила — ни биологию, ни историю, ни алгебру.
(36)Она никогда не думала, что можно так бездумно и легко дойти пешком от Серебряного переулка до Воробьёвых гор. (37)Они шли и молчали. (38)Иногда, поднимая голову, она видела рядом смуглый мальчишеский профиль, твёрдый подбородок, как будто давным-давно знакомую твёрдую линию губ. (39)И она спрашивала себя: как я жила прежде? (40)Как будто можно называть жизнью завтрак, обед, школу, учебники.
(41)Они шли рядом, но он не брал её под руку. (42)И она отстранилась, когда случайно, при переходе через улицу, её плечо коснулось его руки.
(43)И вот были сумерки, над головой шелестели деревья Нескучного сада, а под ногами шуршал песок дорожек. (44)Его рука чуть приподнялась и опустилась.
(45)Затаившись, испуганная Саша ждала. (46)И опять поднялась рука, рождая страх и надежду, робко, нежно коснулась Сашиной руки и, осмелев или, может, отчаявшись, крепко сжала Сашины пальцы.
(47)Так вот чего она ждала! (48)Так вот что ей было надо! (49)И будто услышав, Андрей уже не отпускал её руки. (50)Они шли, как двое детей, по дорожкам сада, держась за руки, не глядя друг на друга, по новой, только что открывшейся им стране.
(51)И вдруг, как гром среди ясного неба, раздался свисток. (52)Перед ними стоял милиционер. (53)Он глядел сурово, и голос его звучал холодно, когда он сказал:
— Попрошу освободить территорию, парк закрывается!
(54)Снова они попали в шум улицы, в сутолоку машин, в толпу. (55)Но их страна была обитаема, они были не одни. (56)Саша вдруг поняла: в этом большом городе, где шла, не останавливаясь, своя, деловая жизнь, было много влюблённых.
(57)Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров, шли по улицам, взявшись за руки. (58)Их толкали, им говорили: «Да посторонитесь, загородили дверь!»
(59)На них оглядывались. (60)Но они ничего не замечали, ничего не видели.
(61)Похоже было, что страну влюблённых окружала невидимая высокая стена и над ними были не властны ни милиционер, ни дворник, ни прохожий, ни чужая насмешливая улыбка, ни машины, которые так и норовили сбить их с ног.
(По Ф. А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915—1965) — советская писательница, журналист.
2. Напишите фрагмент сочинения – комментарий к позиции автора.
В тексте Ф.А. Вигдоровой рассматривается вопрос о том, как зарождается любовь в сердце человека. Автор показывает, что любовь — это чувство, которое возникает внезапно, охватывая всю душу и меняя восприятие мира. Вигдорова раскрывает зарождение любви на примере юной Саши, которая изначально скептически относилась к любви с первого взгляда, но под влиянием неожиданных эмоций открыла для себя истинное значение этого чувства.
Позиция автора заключается в том, что любовь — это глубокое и часто внезапное переживание, которое охватывает человека целиком, заставляя его по-новому взглянуть на окружающий мир.
3. Свой ответ разместите ниже