На том занятии вы узнаете,
- что такое комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме;
- какую структуру имеет комментарий;
- на какие вопросы нужно найти ответы, чтобы получился комментарий;
- какие типичные ошибки допускают учащиеся при составлении комментария;
- какие языковые конструкции (клише) можно использовать при написании комментария.
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
Комментарий – 1. Пояснения. 2. Примечания. 3. Толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.)
Комментарий к позиции автора (рассказчика) – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателя к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.
Комментирование с опорой на исходный текст – наиболее сложная и важная часть работы, так как это задание позволяет оценить, правильно ли понят исходный текст, определены ли аспекты сформулированной позиции автора.
Комментарий — это ваш логичный, выверенный и последовательный анализ текста, в котором обязательно должны быть указаны конкретные размышления автора и приведены конкретные ситуации из самого текста.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Еще раз внимательно изучите критерии оценивания комментария к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, выделите ключевые моменты.
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к ней | 3 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между приведёнными примерами- иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение | 2 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. | 1 | |
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует.
1.Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. 2. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) | 0 |
ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ ЭКСПЕРТАМИ
- опора на исходный текст
- отсутствие фактических ошибок
- наличие двух примеров – иллюстраций
- наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
- смысловая связь между примерами иллюстрациями
Исходя из критериев оценивания комментария к сформулированной проблеме исходного текста, можно легко выстроить структуру комментария:
Пример 1 | Пример 2 |
Пояснение 1 | Пояснение 2 |
Смысловая связь | |
Анализ смысловой связи |
Примеры-иллюстрации, которые должны быть в комментарии, – это извлечения их исходного текста, непосредственно связанные поставленной проблемой и позицией автора по этой проблеме. Необходимо показать, что осмысление исходного текста основано на конкретных фактах.
ЭТО ВАЖНО!
Чтобы понять, правильно ли Вы нашли пример-иллюстрацию, задайте себе вопросы: зачем автор включил этот эпизод (факт, пример, иллюстрацию и т.п.) в текст? Как этот эпизод помогает раскрыть суть проблемы и авторской позиции?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Примеры-иллюстрации, найденные Вами, должны быть связаны определенным смысловыми отношениями, иначе Вы не сможете указать вид смысловой связи и объяснить, какова ее роль в раскрытии аспектов проблемы, авторского замысла, характера героя и т.п.
ВАЖНО! При создании комментария недостаточно просто найти и указать 2 примера из текста. Основная цель — проанализировать их в контексте произведения и позиции автора, дать собственную оценку происходящему, соблюдая этические нормы.
Что такое пояснение к примерам-иллюстрациям? Это дополнительное объяснение примеров, облегчающее читателю понимание текста, раскрывающее его содержание и авторский замысел.
Пояснением к примерам-иллюстрациям может быть
из текста художественного стиля анализ или характеристика | из текста публицистического стиля анализ или характеристика |
мотивов поведения героя(-ев) | фактов, оценок, мнений, настроений автора, его комментариев и рассуждений |
монологов (в том числе внутренних), диалогов | примеров |
поступков героя(-ев) | авторских аргументов, доводов |
личностных особенностей героя(-ев) | различных точек зрения на проблему |
| авторских (и не только) высказываний и т.п. |
Чтобы написать развернутый комментарий, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Перейти от формулировки авторской позиции к ее комментированию позволяют следующие фразы (клише):
Фразы, помогающие при написании комментария охарактеризовать действия автора исходного текста
Фразы, помогающие при написании комментария охарактеризовать чувств и эмоции автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными событиями
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Типичные ошибки при комментировании
Прочитайте исходный текст.
Познакомьтесь с формулировками проблем и позиции автора.
Проблемы | Позиция автора |
Проблема нравственной оценки факта войны. (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?) | Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе. |
Проблема войны и сохранения человеческого в человеке. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?) | Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества. |
Проблема смысла жизни. (В чём заключается смысл человеческого существования?) | Смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном сознательном труде, в наслаждении творчеством, в приобщении к красоте. |
Выберите один из предложенных вариантов формулировки проблемы и авторской позиции. Для создания комментария найдите ответы на вопросы. Из ответов на эти вопросы будет складываться комментарий к позиции автора (рассказчика). Подумайте, какие два примера-иллюстрации из исходного теста можно использовать для создания комментария.
Вопросы для размышления:
Художественный стиль текста | Публицистический стиль текста |
На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, мысли, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Если в тексте значимые художественные детали? В чем их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? | Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чем их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чем значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого мнения? Почему? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? |
Прочитайте тексты. Один из них публицистического стиля, другой – художественного. Выберите текст, с которым вы готовы работать: сформулируйте позицию автора по указанной проблеме, подберите примеры – иллюстрации для написания комментария, отвечая на вопросы (см.задание 1).
* задание повышенной сложности: поработайте с двумя текстами.
Проблема текста:
Что способствует формированию разносторонне развитой личности?
Проблема текста:
Способна ли природа воздействовать на человека? Как она влияет?