На этом занятии вы узнаете,
- что такое авторская позиция;
- как проблема связана с авторской позицией;
- что важно разграничивать позицию автора и героя-рассказчика;
- типичные ошибки при формулировании позиции автора;
- какие типовые конструкции можно использовать при формулировании авторской позиции.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
№ | Критерии оценивания ответа | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов | 0 |
Изучите теоретический материал, составьте конспект по заявленной теме.
Позиция автора – это итог размышления, вывод, к которому приходит автор текста.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Проблем текста – это вопрос, над которым размышляет автор.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы.
Проблема и позиция автора тесно связаны друг с другом: они должны соотносятся как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Часто авторская позиция заявлена в тексте. Как относится автор к данной проблеме? Какой точки зрения он придерживается? Что для него является главным? Ответы на данные помогут сформулировать авторскую позицию. Автор может давать оценку каким-то событиям или явлениям, предлагать пути разрешения проблемы. В таком случае авторская позиция выражается прямо. Но наряду с открытой оценкой встречается и скрытая, когда авторское мнение следует искать в подтексте (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Прочитайте текст Г. Андреева, в котором авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
На первый взгляд, героиня считает своего отца чужим человеком. Рефреном звучат в тексте ее слова о том, что ее ничего не связывает с отцом: «Мы уже давно совершенно другие люди». Однако истинное отношение к отцу постоянно прорывается в ее теплых воспоминаниях о прошлом и особенно отчетливо видно в конце повествования. Так автор показывает, что за внешним равнодушием героини скрыта любовь к отцу, которого она не может вычеркнуть из своей жизни.
В исходном тексте авторская позиция может быть изложена:
- в первом абзаце текста;
- в основной части, чаще всего в первом или последнем ее абзаце;
- в последнем абзаце или предложении;
- авторская позиция может проявляться в композиции текста.
Авторская позиция в художественном тексте, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, обращайте внимание на речь, потрет и, самое главное, на поступки героя. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:
- Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
- Как относятся к герою окружающие его персонажи?
- Как сказываются поступки героя на других героев текста?
- Согласен автор с героем или нет?
- Автор осуждает или одобряет поведение героя?
- Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Например, в рассказе В. Астафьева « На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не дает оценки действиям героев, словесно не выражает своего отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства выразительности позволяют безошибочно определить позицию автора.
Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова и предложения, которые позволяют выявить авторскую позицию.
Для правильного понимания текста важно различать понятие автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это рассказчик, даже если писатель употребляет местоимения «я»: ведь когда автор создает художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастья, симпатии и антипатии. В любом случае не стоит ставить знак равенства между автором и героем – рассказчиком.
ВАЖНО!
Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить в следующем тексте.
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своем поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Прочитайте исходный текст и фрагмент сочинения, который может послужить примером формулирования авторской позиции.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Важно не только правильно понять позицию автора, но и верно сформулировать ее.
Для формулировки авторской позиции можно использовать следующие выражения:
- Автор считает, что…
- Автор убежден, что…
- Автор подводит читателя к выводу о том, что …
- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
- Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
- Автор убеждает нас в том, что…
- Хотя позиция автора не выражено явно, логика текста убеждает в том, что…
Обратите внимание на типичные ошибки при формулировании позиции автора
- Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.
2. Соотнесите формулировки проблем из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответы.
Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора?
Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.
Задание 1
- 3,4 1-в, 2-а, 3-б.
Задание 2
3
Задание 3