На этом занятии вы узнаете,

  • что такое проблема исходного текста;
  • о способах формулирования проблем;
  • о типах проблем;
  • какие проблемы могут быть предложены в экзаменационном тесте.

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

В экзаменационной работе 2025 года формулировать проблему исходного текста самостоятельно  не нужно, ее сформулируют составители тестов. Но, несмотря на это,  понимать, что такое проблема очень важно, поэтому постараемся в этом разобраться.

Проблема исходного текста

Что такое проблема? Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова:

ПРОБЛЕМА, ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чём-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не проблема! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений). | прил. проблемный, ая, ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы).

Синонимы к термину проблема – вопрос, задача.

Проблема  исходного текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор, то, ради чего автор создал свой текст.

Проблема текста может быть сформулирована двумя основными способами:

  1. Формулировка проблемы  с помощью конструкции «проблема + сущ. в родительном падеже»: проблемы выбора, проблема одиночества и т.п. В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
  2. Формулировка проблемы в виде вопросительного предложения: Может ли отдельная личность повлиять на ход истории?

Существует еще один способ формулирования проблемы – цитирование. «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» – таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.

 

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем представлены в схеме (см. ниже).

Задание

Ниже размещены список проблем, которые представлены в сборниках тестов

 ( 2025 г.) разных составителей.

Внимательно их изучите.

Определите для себя,

  • какие типы проблем выбирают авторы учебных материалов, как их можно классифицировать;
  • какие проблемы вам кажутся несложными;
  • какие вызывают затруднения в осмыслении;
  • готовы вы ли выстроить рассуждение по данной проблеме.

Перечень проблем из сборника тестов  (2025 г. )  Р.А . Дощинского

  1. Равна ли интеллигентность образованности?
  2. Почему люди по-разному относятся к природе?
  3. Как нужно относиться к правам ребенка?
  4. Чем могут быть полезны путешествия?
  5. Что определяет выбор любимого писателя?
  6. Должен ли человек отказываться от материальных ценностей?
  7. Почему свет и тень одинаково важны?
  8. Что помогает человеку сделать правильный выбор?
  9. Память о войне…Почему ее важно хранить?
  10. Какие чувства испытывает человек, возвращаясь на малую родину?
  11. Какими качествами должен обладать настоящий ученый- географ?
  12. Каковы причины успешности в жизни человека?
  13. К чему может привести нарушение тишины в концертном зале?
  14. Какой должна быть искренняя помощь человеку?
  15. Для кого пишут книги?
  16. Природа… Какова сила ее воздействия на человека?
  17. Как музыка влияет на человека?
  18. От чего зависит состояние солдат на войне?
  19. Почему меняется отношение к бытовым вещам?
  20. Профессиональный долг врача… В чем он заключается?
  21. Как обстоятельства влияют на настроение, эмоциональное состояние человека?
  22. Что может быть причиной душевных стараний?
  23. Как русская песня воздействует на душу человека?
  24. Почему воспоминания о детстве значимы для человека?
  25. Какова сила детского восприятия искусства?
  26. К чему может привести отсутствие понимания?
  27. Что дает человеку восприятие шедевров живописи?
  28. Каковы особенности восприятия человеком живописи?
  29. На что нужно обращать внимание, общаясь с людьми?
  30. Всегда ли испытываемое чувство стыда становится началом нравственного исправления?
  31. Что помогает человеку преодолевать трудности?
  32. Как получить ответ на жизненно важные вопросы?
  33. Как надо относиться к друзьям?
  34. В чем суть метода природосоответствия в педагогике?
  35. Какова роль учителя в жизни ученика?
  36. Могут ли другие люди сформировать мировоззрение человека?
  37. Что нужно учитывать, совершая поступки?
  38. Как формируется любовь человека к малой родине?
  39. Каково влияние А.С. Пушкина на развитие русской литературы и на личность читателя?
  40. Кто несет ответственность за принятие решений?
  41. Как человек должен относиться к своему труду?
  42. В чем проявляется жизненная стойкость?
  43. Какие должны быть взаимоотношения родителей и детей?
  44. С чем связаны трудности во взаимоотношениях учителя и учеников?
  45. В чем проявляется бесчеловечность войны?
  46. Что оказывает влияние на формирование личности человека?
  47. В чем проявляется героизм человека на войне?
  48. В чем проявляется мужество и самоотверженность человека на войне?
  49. Какова роль учителя в жизни человека?
  50. В чем проявляется человечность?

Список проблем из сборника тестов (2025 г.), который составили И.В. Васильева, Ю.Н. Госева, Г.Т. Егораева

  1. Что оказывает влияние на формирование личности человека?
  2. В чем проявляется героизм человека на войне?
  3. В чем проявляется мужество и самоотверженность человека на войне?
  4. Какова роль учителя в жизни человека?
  5. Как рождается любовь к родному городу?
  6. Какова роль языка в жизни человека?
  7. Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?
  8. Что для человека в жизни важно?
  9. В чем проявляется мужество человека на войне?
  10. Как влияют на жизнь людей воспоминания о Великой Отечественной войне?
  11. Какую роль играет старшее поколение в жизни детей, подростков, молодых людей?
  12. В чем смысл использования медиаресурсов?
  13. Каковы взаимоотношения человека и природы?
  14. Каким должно быть отношение к пожилым людям?
  15. Какого человека можно считать творцом?
  16. Почему необходимо сохранять культурное наследие страны?
  17. В чем проявляется невежество?
  18. Как расширение городов влияет на природу?
  19. Какое влияние оказывает нравственное состояние общества на язык?
  20. В чем проявляется человечность?
  21. Можно ли сохранить доверительные отношения с родными в период взросления?
  22. Что влияет на успешность человека в профессии?
  23. Что влияет на формирование у человека нравственных ориентиров?
  24. В чем проявляется героизм на войне?
  25. Какую роль играет искусство в жизни человека?
  26. Каково значение русской деревни в жизни разных поколений России, в сохранении традиций?
  27. Как человек должен относиться к природе?
  28. Всегда ли нужно сопереживать людям?
  29. В чем проявляется бесчеловечность войны?
  30. Как можно понять сущность человека?
  31. Как формируется любовь человека к малой родине?
  32. Каково влияние А.С. Пушкина на развитие русской литературы и на личность читателя?
  33. Кто несет ответственность за приятие решения?
  34. Как человек должен относиться к своему труду?
  35. В чем проявляется жизненная стойкость?
  36. Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей?
  37. С чем связаны трудности во взаимоотношениях учителя и учеников?
  38. В чем проявляется бесчеловечность войны?

Список проблем из сборника тестов (2025 г.) под редакцией Н.А. Сениной

  1. Кто способен создавать великое?
  2. Какое влияние на поведение и характер ребенка оказывает война?
  3. Чем определяется отношение людей к деньгам?
  4. Какую роль играет педагог в формировании личности ребенка?
  5. Перед каким нравственным выбором оказывается человек на войне?
  6. Как читательский интерес влияет на жизнь книги?
  7. В чем проявлялось единение людей во время Великой Отечественной воны?
  8. Какими качествами должен обладать воспитанный человек?
  9. Как повлияла великая Отечественная война на судьбы людей?
  10. Почему важно сохранить предметы старины?
  11. Какую роль играет в жизни человека книга?
  12. Какова роль учителя в становлении мастерства его ученика?
  13. Какую роль играют в жизни человека впечатления и воспоминания о военном детстве?
  14. Каким должно быть отношения человека к матери?
  15. Почему для человека важно следовать своему предназначению?
  16. Почему важно сохранить память об истории и членах семьи?
  17. Какие нравственные уроки может извлечь читатель из произведений и образа жизни Л.Н. Толстого?
  18. Что лежит в основе настоящей любви к «братьям нашим меньшим»?
  19. В чем проявляется сила материнской любви?
  20. Какую роль играет малая Родина в жизни человека?
  21. Что влияет на восприятие человека разных жизненных событий?
  22. Почему важно сохранять историческую память о великой Отечественной войне?
  23. Какой вред наносят семейным отношениям ложь и лицемерие?
  24. Какую роль играют в жизни человека друзья?
  25. Какие чувства испытывает человек, ощущая, что он утратил связь с прошлым?