На этом занятии вы узнаете,

  • чем отличаются рассуждение как тип речи и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста;
  • какой должна быть композиция сочинения-рассуждения;
  • какие проблемы поднимают авторы в своих текстах.

 Задание 1. Прочитайте текст. Составьте  конспект, в котором будут отражены особенности сочинения –  рассуждения по прочитанному тексту.

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации.

Полезная информация о том, как вести конспект находится здесь

Рассуждение  – это тип речи, который служит для изложения причин явлений и событий с целью доказать или опровергнуть какое-либо утверждение.

Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.

Композиция текста-рассуждения

Полный текст-рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.

В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.

Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.

В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?

Пример текста-рассуждения

Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга… В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге… В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)

Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Сочинение по прочитанному тексту тоже относится к типу рассуждение, но обладает следующими особенностями:

  1. рассуждение выстраивается с опорой на исходный текст;
  2. прочитанный текст необходимо интерпретировать (истолковать), определив проблему исходного текста, авторскую позицию, свое отношение к авторской позиции.
  3. имеет композицию (построение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению), которая отличается от композиции текста-рассуждения.

№ п/п

Композиция сочинения 

Композиция

сочинения-рассуждения

Композиция сочинения-рассуждения по исходному тексту

I.                 

Вступление

Тезис

Проблема исходного текста

II.              

Основная часть

Аргументы

·       Комментарий к проблеме

·       Авторская позиция

·       Отношение к авторской позиции

III.           

Заключение

Вывод

Вывод

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

Следующий файл «Примерный круг проблем к сочинению- рассуждению по исходному тексту» содержит полезную информацию, так как  в нем представлены основные проблемы текстов, они  распределены по основным  категориям. Этот файл можно сохранить в электронном или печатном виде. Он пригодится в качестве шпаргалки, когда вы будете формулировать проблемы исходного текста самостоятельно.

Домашнее задание

Выполните задание, самостоятельно определяя для себя степень его сложности:

  • простой вариант – задание  1
  • вариант посложнее – задание 2
  • сложный вариант – задание 1 + задание 2.

 После выполнения задания можете проверить свои ответы, сверив  их с готовыми.

Задание 1.

Прочитайте 3 текста. Определите, к какой категории относятся проблемы, сформулированные авторами сочинений.

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

Категории проблем:

  • Человек и общество
  • Человек и природа
  • Человек и человек
  • Человек и культура/искусство
  • Человек и язык/речь
  • Человек и нравственные ценности
  • Человек и общество
  • Человек и война
  • Человек и Родина
  • Человек и семья
  • Образование. Наука. Научно-технический прогресс
  • Счастье. Любовь. Вера. Смысл жизни
  • Проявление человеческих качеств
  • Человеческие поступки
  • Историческая память

Задание 2.

Прочитайте 3 текста. Определите, к какой категории относятся проблемы, поставленные авторами текста. 

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

Категории проблем:

  • Человек и общество
  • Человек и природа
  • Человек и человек
  • Человек и культура/искусство
  • Человек и язык/речь
  • Человек и нравственные ценности
  • Человек и общество
  • Человек и война
  • Человек и Родина
  • Человек и семья
  • Образование. Наука. Научно-технический прогресс
  • Счастье. Любовь. Вера. Смысл жизни
  • Проявление человеческих качеств
  • Человеческие поступки
  • Историческая память