На этом занятии вы узнаете,

  • какими бывают аргументы для обоснования собственного мнения;
  • как строится аргумент;
  • какие требования предъявляются к аргументам, основанным на читательском, жизненном опыте;
  • о типичных ошибках аргументации.

Прочитайте материал, изложенный ниже, составьте конспект, выбирая важную (основную) информацию.

Аргумент – это развернутый логический вывод, доказывающий истинность тезиса (вашего мнения, которое необходимо обосновать), которым является согласие или несогласие  пишущего с автором исходного текста.

Аргумент должен состоять из тезиса, аргументации, вывода.

ЭТО ВАЖНО!

Следует помнить, что  между тезисом и аргументацией, отражающей Вашу позицию, должна просматриваться четкая связь, которая обычно выражена так называемыми  «логическими переходами» – высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, аргумент сопровождается «микровыводом» – высказыванием, подводящим итог размышлению.

 

Аргумент в сочинении может быть приведен один. Но он должен быть развернутым и достаточно убедительным, доказывать мнение пишущего. Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что  приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный миктротекст, а должен доказывать или опровергать то или иное утверждение.

Аргументы могут быть взяты из художественной, публицистической или научной литературы, основываться на читательском или жизненном опыте.

Аргументы могут быть логическими (рациональными), иллюстративными или ссылками на авторитет.

Аргументы, основанные на читательском опыте

В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы.

  • предложение, позволяющее осуществить переход от согласия (несогласия) пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции (логический переход);
  • указание на автора и название его литературного произведения;
  • пример-иллюстрация из названного литературного произведения;
  • микровывод к примеру-иллюстрации.

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте:

  • При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведение, но и создать развернутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создается доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
  • Аргумент должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В качестве  аргументов, основанных на читательском опыте, можно использовать примеры из научной литературы (школьных учебников, научно-популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников). При этом  важно указать не только автора научной статьи, но и название, а также сослаться на издание, в котором опубликован материал, производимый выпускником в доказательство своей точки зрения.

 В качестве аргументов можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае, если они сопровождаются пояснениями, ваши размышлениями над их содержанием.

Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдешь – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту.  Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

ЭТО ВАЖНО!

Любой пример из художественной, научной, публицистической литературы должен  быть «обрамлен» вашему  рассуждениями, подчеркивающими связь приведенного примера с рассматриваемой вами проблемой.

Фразы, помогающие ввести в тексте сочинения аргумент

Аргументы, основанные на жизненных впечатлениях

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, те  же, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развернутыми и убедительными и завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Несмотря на то, что жизненный опыт выпускников еще не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или черствости, эгоизма.

Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку чаще всего выпускники выдумывают  такие аргументы  и убедительность подобных  доводов весьма сомнительна.

Например:

ЭТО ВАЖНО!

Приводя аргумент, основанный на жизненных впечатлениях, не забывайте  о том, что он должен являться подтверждением тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.  Старайтесь, чтобы его правдоподобие не вызывало  сомнение у экспертов.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Ссылки на кинофильмы тоже можно использовать в качестве аргументов. Но помни, что к такому аргументу  те же требования, о которых говорилось выше.

Фразы, помогающие ввести в текст сочинения аргумент, основанный на жизненных впечатлениях

Задание

Предлагаю вам самостоятельно проанализировать примеры неудачной аргументации тезиса «Произведения массовой литературы оказывают негативное воздействие на духовное развитие человека». Определите тип ошибки аргументации, свои ответы сравните с комментариями эксперта.

Ответы для самопроверки

Домашнее задание

Ответы для самопроверки

1-3;2-2;4-1.