На этом занятии вы узнаете,

  • как правильно выразить отношение к позиции автора;
  • как обосновать свою позицию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

 
 

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано.
ИЛИ
Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.
ИЛИ
Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

0

ЭТО ВАЖНО!

Недостаточно заявить о своем мнении: я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

 Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе.

 

 Сформулировав  позицию автора по проблеме исходного текста, Вы должны выразить свое отношение к этой позиции и обосновать собственную точку зрения. Ваше мнение не только должно быть сформировано, но  и обосновано. 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Отношение к позиции автора – мнение, написанное в утвердительной форме и высказывающее суждение об этой позиции (ПОЧЕМУ согласен (не согласен) с позицией автора?)

Обоснование (аргументация, объяснение, доказательство) – приведение убедительных аргументов или доводов, в силу которых  следует принять какое-то утверждение.

Авторская позиция

Собственная позиция

 

Почему (не) согласен с позицией автора?

 

 

 

 

 

Данная часть сочинения  представляет собой рассуждение  и должна строго соответствовать правилам построения текста-рассуждения:

  1. Тезис- положение, которое надо доказывать, – это Ваша позиция.
  2. Аргументация (доказательство, доводы)
  3. Вывод.

Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Тезис (собственная позиция)

Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Пример аргументации

Аргумент

Действительно, порой речь « скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрация к аргументу

Например, среди моих  близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыщена грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Пример аргументации

Аргумент

Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно  писатели всегда рассматривали речь персонажа как важный способ его характеристики.

Иллюстрация к аргументу

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова –Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка»,  «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Вывод

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Часто выпускники школ, пытаясь изложить и доказать собственное мнение, допускают следующие ошибки:

Что может служить обоснованием (аргументацией, объяснением, доказательством) заявленной Вами позиции?

Виды обоснования:

  • Обоснование с опорой на читательский опыт
  • Ссылка на авторитетный источник
  • Иллюстрации (наглядно-описательная форма)
  • Житейский опыт
  • Обращение к традициям

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Аргументация может быть поддерживающей (я разделяю мнение автора, его позиция мне близка) и опровергающей (я не согласен с мнением автора, не разделяю его позиции).

При поддерживающей аргументации приводятся доводы, подтверждающие позицию автора.

 При опровергающей аргументации подбираются обоснования (контраргументы), опровергающиеся истинность позиции автора, а в заключении необходимо сформулировать мысль, противоположную авторской (контртезис).  Вы имеете право высказывать любое мнение, главное – убедительно обосновать его.

Задание.

Обдумайте и запишите ответ на вопрос: как правильно выстроить работу по критерию 4.  Опишите пошагово необходимые действия, эта  информация станет составляющей частью  алгоритма  созданию сочинения-рассуждения  по исходному тексту.

Домашняя работа

1) Прочитайте отрывок из рассказа А.Платонова «Юшка». Самостоятельно сформулируйте проблему исходного текста, авторскую позицию.

Вы можете проверить себя, воспользовавшись  подсказкой ниже.

2) Сформулируйте свое отношение к авторской позиции, обоснуйте его, используя любой из способов обоснования. Не забывайте об иллюстрациях, которые необходимо подобрать к аргументам.