На этом занятии вы узнаете,

  • какие смысловые отношения можно определить между примерами-иллюстрациями;
  • как проанализировать смысловую связь.

Важнейшим умением при комментировании проблемы является умение  выделять связи между примерами-иллюстрациями. Ниже представлены  две таблицы, в которых указаны виды смысловых связей  между примерами-иллюстрациями.

Внимательно изучите  содержание таблиц, распечатайте  их  или составьте конспект в удобной для вас форме.

Смысловая связь в тексте помогает автору

  • установить взаимосвязь и взаимообусловленность фактов, событий, поступки героя(-ев), его (их) поведения и т.п.;
  • показать взаимоотношения героев;
  • детально изобразить что-либо;
  • создать общую картину чего-либо, детали которой обозначены путем перечисления отдельных частей;
  • создать целостный образ;
  • убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
  • показать причину того или иного события, действия, поступка;
  • противопоставить ( сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное, реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.

ЭТО ВАЖНО!

Определив вид смысловой связи, необходимо проанализировать ее, указав, например, как с ее помощью реализуется авторский замысел и т.п.

Задание 1. Внимательно прочитайте исходный текст.

Предлагаю вам выступить в роли экспертов, проанализировать  и оценить  фрагменты сочинения учащихся, выставить баллы по критерию 2. Примите решение обоснованно.   

Обратите внимание, какие проблемы исходного текста сформулировали учащиеся на основе одного исходного текста,  на сколько абзацев  авторы  сочинений  делят комментарий и т.п.

! Сохранена орфография и пунктуация  работ экзаменуемых.

Задание 2. Прочитайте текст Б. Екимова.

Сформулируйте проблему  исходного текста. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми формулировками вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

Прочитайте фрагмент сочинения по тексту Б. Екимова. Вставьте на месте пропусков слова и конструкции, организующие комментарий. Вы можете воспользоваться типовыми конструкциями (клише).

Домашняя работа

Прочитайте текст. Определите проблему исходного текста, проверьте, что автор высказывает свою позицию по данной проблеме и вы сможете сформулировать  ее, составьте и запишите развернутый комментарий к заявленной проблеме.

Свои ответы разместите здесь, не забыв указать свои фамилию и имя.

    ФИО

    Ответы