На том занятии вы узнаете,

  • что такое комментарий к сформулированной проблеме;
  • какую структуру имеет комментарий;
  • на какие вопросы нужно найти ответы, чтобы получился комментарий;
  • какие типичные ошибки допускают учащиеся при составлении комментария;
  • какие языковые конструкции (клише) можно использовать при написании комментария.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Комментарий – 1. Пояснения. 2. Примечания. 3. Толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов  русского языка: практический справочник.)

Комментарий к сформулированной проблеме – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, что какой материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателя к поднятой проблеме и дать понять  свою позицию по этому вопросу.

Комментирование проблемы с опорой на исходный текст – наиболее сложная и важная часть работы, так как это задание позволяет оценить, правильно ли понят исходный текст, определены ли аспекты сформулированной  автором проблемы. Именно умение объяснить рассматриваемые  автором стороны проблемы, полнота этих пояснений оценивается максимально 5  баллами.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Еще раз внимательно изучите критерии оценивания комментария к проблеме исходного текста, выделите ключевые моменты.

К2

Комментарий к проблеме исходного текста

 
 

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями

5

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).
ИЛИ
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями

4

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.
Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями.
ИЛИ
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно)

3

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).
ИЛИ
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

2

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны

1

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.
ИЛИ
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.
ИЛИ
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

Указания к оцениванию.

1.    Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

2.    Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

3.    Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)

0

ЧТО ОЦЕНИВАЮТ ЭКСПЕРТЫ

  • опора на исходный текст
  • отсутствие фактических ошибок
  • наличие двух примеров – иллюстраций
  • наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
  • смысловая связь между примерами иллюстрациями

Исходя из критериев оценивания комментария к сформулированной проблеме исходного текста, можно легко выстроить  структуру комментария:

Пример 1

Пример 2

Пояснение 1

Пояснение 2

Смысловая связь

Анализ смысловой связи

Примеры-иллюстрации, которые должны быть  в комментарии, – это извлечения  их исходного текста, непосредственно связанные  поставленной проблемой. Необходимо  показать, что осмысление исходного текста основано на конкретных фактах.

ЭТО ВАЖНО!

Чтобы понять, правильно ли Вы нашли пример-иллюстрацию, задайте себе вопросы: зачем автор включил этот эпизод (факт, пример, иллюстрацию и т.п.) в текст? Как этот эпизод помогает автору  раскрыть суть проблемы?

 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Примеры-иллюстрации, найденные Вами, должны быть связаны определенным смысловыми отношениями, иначе Вы не сможете указать вид смысловой связи и объяснить, какова ее роль в раскрытии аспектов проблемы, авторского замысла, характера героя и т.п.

Что такое пояснение к примерам-иллюстрациям? Это дополнительное объяснение  примеров, облегчающее читателю понимание текста, раскрывающее его содержание и авторский замысел.

Пояснением к примерам-иллюстрациям может быть

из текста художественного стиля анализ или характеристика

из текста публицистического  стиля анализ или характеристика

мотивов поведения  героя(-ев)

фактов, оценок, мнений, настроений автора, его комментариев и рассуждений

монологов (в том числе внутренних), диалогов

примеров

поступков героя(-ев)

авторских аргументов, доводов

личностных  особенностей героя(-ев)

различных точек зрения на проблему

 

авторских (и не только) высказываний и т.п.

Чтобы  написать развернутый  комментарий,  необходимо  найти ответы на следующие вопросы:

Перейти от формулировки проблемы к ее комментированию позволяют следующие фразы (клише):

Фразы, помогающие при написании комментария охарактеризовать  действия автора исходного текста

Фразы, помогающие при написании комментария охарактеризовать чувств и эмоции автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными событиями

Завершить комментарий  можно, обратившись к следующим типовым конструкциям:

Свои рассуждения публицист/писатель завершает справедливым выводом о том, что важно …

Поэтому автор теста  призывает читателей

Поэтому автор текста  напоминает нам всем: … 

Знакомя читателей с противоречивыми точками зрения на задачи …, NN предлагает каждом из нас задуматься над проблемой и самому решить, какие …

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Типичные ошибки при комментарии проблемы

Домашняя работа