На этом занятии вы узнаете, о типичных ошибках при формулировании проблемы.
В начале занятия предлагаю проверить домашнее задание. Для этого сравните свои формулировки проблем с верными вариантами.
Проблемы текста | |
проблема+ сущ. в род.п. | вопросительное предложение |
Проблема безжалостного отношения к животным. | Как человек должен относиться к животным? |
Проблема беззащитности животного перед жестокостью человека. | Может ли противостоять животное жестокости человека? |
Допустили ли вы ошибки? С чем они связаны?
Чтобы ответить на эти вопросы, изучите материал «Типичные ошибки при формулировании проблемы».
1. Непонимание проблемы | Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдаленно связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора. |
2. Неумение сформулировать проблему | Часто это связано с бедностью и узостью кругозора автора сочинения. |
3. Неоправданное сужение проблемы | Проблема подменяется темой. Необходимо и избегать чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который раскрывает автор. Подобные ошибка, возможно, связаны с желанием явным образом заявить о проблеме. Формулировки с конструкцией «проблема +сущ. в род.п.» не являются универсальными и могут быть неуместными в работе с некоторыми текстами. |
4. Неоправданное расширение проблемы | Причиной такой ошибки может быть стремление ученика материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, ученик теряет границы конкретной проблемы. |
5. Подмена проблемы авторской позицией. | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. |
6. Подмена формулировки проблемы пересказом | Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста! |
Удалось определить, какие ошибки вы допустили при формулировании проблемы?
Думаю, будет полезен разбор типичных ошибок при формулировании проблемы на примере фрагментов сочинений учащихся, написанных по тексту Н. Самвеляна.
Прочитайте текст, внимательно изучите содержание таблицы.


Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.
Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования, объясните, какие недочеты исправлены учителем.
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
Отредактируйте формулировку проблем текста И.Ильина, предложенные учащимися.
Задание 1 – 3
Задание 2:
- Сущ. проблема требует зависимого слова в род.п. без предлога.
- Слово рознь не имеет формы мн.ч.
- Некорректная формулировка. Неправильно говорить о «национализме народа».
- Ошибка: ставит читателю проблему. Правильны варианты: ставит перед читателем проблему, предлагается задуматься над проблемой и т.п.
- Неправильно понят текст. Речь не идет о дискриминации – ограничении или лишения прав определенной категории граждан по расовой, национальной или иной принадлежности.
Задание 3: 2, 3, 6, 8, 10.
Домашняя работа
Прочитайте текст, проанализируйте его, сформулируйте основную проблему исходного текста, используя два основных способа.
Свой ответ разметите здесь

