На этом занятии вы будете учиться

  • интерпретировать исходный текст;
  • находить нужную для сочинения информацию;
  • работать с тестами публицистического и художественного стилей.

Важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. В процентном соотношении – это 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Давайте учиться правильно интерпретировать исходный текст.

Первым шагом на этом пути станет ответ на вопрос: сколько раз надо читать тест?  Исходный текст необходимо прочитать несколько раз, при этом пользоваться навыками не просмотрового, а изучающего чтения.

Второй шаг. Читая исходный текст, попытайся найти ответ на вопросы:

1.    Зачем автор  написал этот текст?

Так можно определить цель

2.    Какие вопросы рассматривает автор?

Так можно найти проблемы

3.    Что стало объектом размышления автора? Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? Над каким вопросом в основном размышляет автор? К какому вопросу он неоднократно возвращается?

Так можно определить основную проблему текста

4.    Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?

Так можно сформулировать  авторскую позицию

5.    На  каком материале автор раскрывает проблему? (события в жизни людей, исторические, культурные  факты, научные выводы,  литературные примеры и т.п.)

На чем заостряет внимание? Почему?

Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

 Какие эмоции автора выражены в тексте?

 Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

Так можно подобрать примеры-иллюстрации для комментария.

 Третий шаг. Этот шаг самый важный!!! Не пренебрегай шагами 1 и 2!!! Обязательно прочитай текст несколько раз: столько раз, сколько нужно именно тебе, чтобы осмыслить текст! Не ленись и попытайся найти ответы на вопросы!

ОБРАТИ  ВНИМАНИЕ!

Исходные тексты могут быть публицистического и художественного стилей. Ниже приведены примеры исходных текстов названных стилей. Прочитайте их, ответьте на вопросы, помогающие интерпретировать  исходный текст.

Пример исходного текста публицистического стиля

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». (По С. Казначееву)

Исходный текст публицистического стиля

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Домашнее задание

Внимательно прочитайте задания к текстам. Запишите ответы, распределите их по столбикам. Проверьте свои  ответы, воспользовавшись ключом.